Главная страница Написать письмо Карта сайта

Уголок Врубеля

Уголок врубеля

_

Религия и налоги_
Почему попы налогов не платят?


Особое мнение_

Космос без русских_
"Космос для России - очень важная и болезненная тема. В стране, которая запустила первый в мире спутник и первого в мире человека, весьма остро переживают каждый неудачный запуск и каждую катастрофу. Хочется взять реванш! Поэтому появилось идея о том, что нам нужна Луна."
Александр Никонов


Интервью_

КОЗЫРНОЙ БУБНОВСКИЙ_
Модный столичный врач, у которого лечатся знаменитости и сильные мира сего, сеть собственных клиник в России и за рубежом. Человек явно работает по призванию, что само по себе есть условие необходимое и достаточное для счастья. Однако, познакомившись с ним поближе, я понял, что такого счастья я бы врагу не пожелал...


Наука_

САМЫЙ ЖЫРЪ!_
"Общество порой охватывают разного рода «психические эпидемии». То на ведьм все начинают охотиться, то на врагов народа, то везде ищут педофилов, то начинают дружно бороться с курением или жирной пищей, объявляя очередному модному ужасу настоящую войну."


Наука_

Лечение молотком_
Этот человек может рассказать о вас всё. И починить то, что сломалось.


Статьи_

ПЕРУ_
Перу,пожалуй, одна из самых интересных стран Южной Америки. Возможно, самая интересная


Россия - взгляд изнутри_

ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА_
"Владимир Владимирович, а хотите поржать? Вот вам цитата..."


Реплика_

Неизлечимое заболевание – это выгодно_
Почему им выгодно нас лечить, не вылечивая


Rambler's Top100

Сделано в Сибири




Вы можете прислать свой материал и он будет опубликован на сайте, если исполнен качественно.

Новое Средневековье_

Конвейер тупизны

Что есть образование? Казалось бы, вопрос элементарный. Берем словарь и читаем: «получение систематизированных знаний и навыков». Но не все так просто. Где-то среди текстов вида «ученые шутят» мне попалась пародия на задачки по математике из американских учебников.

 

«1960: Лесоруб продал грузовик дров за 100$, при этом его расходы составили 4/5 этой суммы. Ваша задача: найти сумму его дохода.
1970: Лесоруб продал грузовик дров за 100$, при этом его расходы составили 4/5 этой суммы или 80$. Ваша задача: найти сумму его дохода.
1980: Лесоруб продал грузовик дров за 100$, при этом его расходы составили 80$, а доход 20$. Ваша задача: обвести в кружок число 20.
1990: Из-за прибыли в какие-то там 20$ лесоруб уничтожил несколько акров природной экосистемы. Ваша задача: обсудить уничтожение девственных лесов. Дополнительные 5 баллов присуждаются за обсуждение всем классом, как должны себя чувствовать по этому поводу лесные зверюшки и птички.»

Тенденция интересная, не так ли?

Образование бывает разное, но для того, чтобы называть образование образованием, знания и навыки должны подаваться именно системно. Именно так обстояло дело в СССР. Знания математики применялись в физике, физики – в химии и так далее. Даже обладающий средними способностями ученик по окончании средней школы получал знания, позволяющие судить о мире как о сложной взаимосвязанной системе, вследствие чего мог судить, что, как и почему происходит. Во всяком случае, понимал, что электричество берется не из розетки, а серная кислота – не отстирывается. При наличии же способностей выпускник приучался думать самостоятельно. Конечно, советская система образования имела много недостатков, равно как и преподаватели далеко не всегда соответствовали требуемому уровню. Но сама система была направлена на то, чтобы знание о мире было цельным, а дети учились думать (хотя и в рамках марксизма и т.п., но это – отдельный вопрос). Школа давала объем знаний, пригодный для поступления в любое высшее учебное заведение, лишь для ведущих вузов надо было уметь решать задачи сложнее, чем в школе, но – в рамках программы.

Что этим достигалось? Любой подросток, у которого хватало способностей, мог получить высшее образование – причем не формальное, а на уровне, превышающий средний международный. Из Послания В.В. Путина Федеральному собранию РФ 2004 г.: «Хочу подчеркнуть: российское образование – по своей фундаментальности – занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима». Современное образование можно разделить на два типа по методике преподавания: фундаментально-системное и так называемое «модульное». Что это такое? Поясню на примерах. Ричард Ф. Фейнман, в книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейман!»:

    «Я обнаружил очень странное явление: я задавал вопрос, и студенты отвечали, не задумываясь. Но когда я задавал вопрос еще раз — на ту же тему и, как мне казалось, тот же самый вопрос, они вообще не могли ответить!

    Например, однажды я рассказывал о поляризации света и раздал им всем кусочки поляроида. Поляроид пропускает свет только с определенным направлением поляризации. Поэтому я объяснил, как определить направление поляризации света по тому, темный поляроид или светлый.

    Сначала мы взяли две полоски поляроида и вращали их до тех пор, пока они не пропустили максимум света. Теперь мы могли сказать, что две полоски пропускают свет, поляризованный в одном направлении: что пропускает один поляроид, может пройти и через второй. Hо потом я спросил, можно ли, имея всего один кусок поляроида, определить, в каком направлении он поляризует свет. Они совершенно не представляли себе.

    Я знал, что это требует известной доли находчивости, поэтому я подсказал: «Посмотрите на залив. Как от него отражается свет?»

    Все молчат. Тогда я сказал:

      – Вы когда-нибудь слышали об угле Брюстера?
      – Да, сэр. Угол Брюстера — это угол, отражаясь под которым от преломляющей среды, свет полностью поляризуется.
      – В каком направлении свет поляризуется при отражении?
      – Свет поляризуется перпендикулярно плоскости падения, сэр.

    Даже теперь я не могу этого понять. Они знали все наизусть. Они знали даже, что тангенс угла Брюстера равен показателю преломления! Я сказал: «Hу?» По-прежнему, ничего. Они только что сказали мне, что свет, отражаясь от преломляющей среды, как, например, воды в заливе, поляризуется. Они даже сказали, в каком направлении он поляризуется. Я сказал: «Посмотрите на залив через поляроид. Теперь поворачивайте поляроид».

      – О-о-о, он поляризован! — воскликнули они.

    После длительного расследования я, наконец, понял, что студенты все запоминали, но ничего не понимали. Когда они слышали «свет, отраженный от преломляющей среды», они не понимали, что под средой имеется в виду, например, вода. Они не понимали, что «направление распространения света» – это направление, в котором видишь что-то, когда смотришь на него, и т.д. Все только запоминалось, и ничего не переводилось в осмысленные понятия. Так что, если я спрашивал: «Что такое угол Брюстера?», я обращался к компьютеру с правильными ключевыми словами. Hо если я говорил: «Посмотрите на воду», – ничего не срабатывало. У них ничего не было закодировано под этими словами.»

Андрей Леонович Тоом, «Русский учитель в Америке»:

 

    «Многие студенты вполне довольны, когда преподаватель просто повторяет и объясняет то, что написано в учебнике. Возможно, им самим трудно прочесть, что там написано, хотя большинство учебников элементарно просты. Сперва я этого не понял, и один студент написал про меня: "Он должен преподавать по книге и давать на экзамене примеры из текста или похожие".

    И все же один студент писал: "Пожалуйста, объясните мистеру Тоому систему оценок и преподавания в этой стране. Мистер Тоом предполагает, что его студентов учили так же, как его самого. В колледже я получал высшие оценки по алгебре и тригонометрии и не вижу смысла получать плохие за этот курс. Пожалуйста, дайте этому человеку по рукам". В следующем семестре я исправился: я брал учебник и объяснял примеры из него. Никто не жаловался. Чем меньше я учил, тем меньше было у меня неприятностей.»

В.И. Арнольд, «Путешествие в хаосе»:

 

    «Во Франции я читаю студентам такие же лекции, как и в Москве. Принимаю там экзамены. И вот во время письменного экзамена парижский студент спрашивает меня: "Профессор, я нахожусь в затруднении: скажите, четыре седьмых меньше или больше единицы?". Это студент четвертого курса, математик! Он провел сложные вычисления, решил дифференциальное уравнение и получил верную цифру — четыре седьмых. Но дальнейшие его расчеты шли двумя путями в зависимости от того, больше или меньше единицы оказывается полученный результат. Все, чему я его учил – а это дифференциальные уравнения, интегралы и так далее, – он понял, но я его не учил дробям, и дробей он не знает...»

Виктор Дос, «Пятое правило арифметики»:

 

    «...я уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете (университет имени Марии и Пьера Кюри, известный также под именем “Paris VI’, или “Jussieu”). Hадо сказать, что Париж – не последнее место на планете по уровню образования, а мой Университет – далеко не худший в Париже. Так вот, в этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти моих учеников-первокурсников (у меня две группы) восемь человек считает, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали "научный БАК", т.е. тот, в котором приоритет отдается математике и физике. Все эксперты, которым я это рассказывал, и которые не имеют опыта преподавания в парижских университетах, сразу же становятся в тупик. Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают стандартную ошибку, свойственную всем экспертам: они пытаются найти в этом логику, они ищут (ошибочное) математическое рассуждение, которое может привести к подобному ошибочному результату. Hа самом деле все намного проще: им это сообщили в школе, а они, как прилежные ученики (а в университет попадают только прилежные ученики!) запомнили, вот и все. Я их переучил: на очередном занятии (темой которого вообще-то была производная функции) я сделал небольшое отступление и сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые из присутствующих. Реакция была такая: "Да? Хорошо...". Если бы я им сообщил, что это равно одной десятой, реакция была бы точно такой же.

    В предыдущие два учебных года процентов десять-пятнадцать моих студентов систематически обнаруживали другое, не менее "нестандартное" математическое знание: они полагали, что любое число в степени (-1) равно нулю. Причем это была не случайная фантазия, а хорошо усвоенное знание, потому что проявлялось неоднократно (даже после моих возражений) и срабатывало в обе стороны: если обнаруживалось что-либо в степени (-1), то оно тут же занулялось, и наоборот, если что-либо требовалось занулить, то для этого подгонялась степень (-1). Резюме то же самое: их так научили.

    Подумайте сами, как можно объяснить ребенку, что такое деление: небось станете распределять поровну шесть яблочек среди троих мальчиков? Как бы не так. Чтобы объяснить, как учат делению во французской школе, я опять вынужден обращаться к экспертам. Пусть не все, но кое-кто из вас еще помнит правило деления в столбик! Так вот, во французской школе операция деления вводится в виде формального алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел (делимого и делителя) путем строго определенных математических манипуляций получать третье число (результат деления). Разумеется, усвоить этот ужас можно, только проделав массу упражнений, и состоят эти упражнения вот в чем: несчастным ученикам предъявляются шарады в виде уже выполненного деления в столбик, в котором некоторые цифры опущены, и эти отсутствующие цифры требуется найти. Естественно, после всего этого, что бы тебе ни сказали про (3/6), согласишься на что угодно.

    К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился радиус планеты Земля равным 10-ти миллиметрам. А, к несчастью, в школе его не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета, поэтому полученные им 10 мм его совершенно не смутили. И лишь когда я ему сказал, что его ответ неправильный, он стал искать ошибку. Точнее, он просто стал снова нажимать на кнопочки, но только теперь делал это более тщательно. В результате со второй попытки он получил правильный ответ. Это был старательный студент, но ему было абсолютно до лампочки какой там радиус у Земли: 10 мм или 6400 км – сколько скажут, столько и будет.

    Однако, вот ведь какая закавыка, я каждый год упорно задаю своим ученикам один и тот же вопрос: кто может объяснить, почему синус тридцати градусов равен 1/2? Я преподаю уже пять лет и каждый год у меня около пятидесяти учеников, так вот из двухсот пятидесяти моих учеников за все это время на этот вопрос мне не ответил ни один человек. Более того, по их мнению, сам вопрос лишен смысла: то, чему равны все эти синусы и косинусы (так же, впрочем, как и все остальные знания, которыми их пичкали в школе, а теперь продолжают пичкать в университете) – это просто некая данность, которую нужно запомнить.

    Теперь, производная функции. Милые эксперты, не пугайтесь: никакой теоремы Коши, никакого "пусть задано эпсилон больше нуля..." тут не будет. Когда я только начинал работать в университете, чтобы понять что к чему, некоторое время я ходил на занятия моих коллег – других преподавателей. И таким образом я обнаружил, что на самом деле все намного-намного проще, чем нас когда-то учили. Спешу поделиться своим открытием: производная функции – это штрих, который ставится справа вверху от обозначения функции. Ей-богу, я не шучу – прямо так вот и учат. Hет, разумеется, это далеко не все: требуется заучить свод правил, что произойдет, если штрих поставить у произведения функций и т.п.; выучить табличку, в которой изображено, что этот самый штрих производит со стандартными элементарными функциями, а также запомнить, что если результат этих магических операций оказался положительным, то значит функция растет, а если отрицательным, то убывает. Только и делов. С интегрированием точно такая же история: интеграл – это такая вот вертикальная карлючка, которая ставится перед функцией, затем даются правила обращения с этой самой карлючкой.

    Дело в том, что современному развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие, думающие люди, конечно, тоже требуются, но их нужно буквально единицы. Поэтому вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно – в современном обществе это будет только вредить их будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была.»

Уловили систему модульного образования? Это — не образование, а дрессировка. Когда-то я прочел образное сравнение систем образования в СССР и современного ему образования в США: «русский, вынужденный мыть туалет после окончания школы, будет переживать из-за того, что он, обладая знаниями, вынужден мыть туалет; американец же будет гордиться тем, что у него – самый чистый сортир в Штатах». Очень наглядно, на что направлены обе системы: получение знаний и формирование «винтика» – что характерно, в наличии «безликих винтиков» обвиняли именно СССР. Илья Смирнов, «Добро пожаловать, путешественники в третье тысячелетие!» («Континент» 2003, №116):

 

    «Правящие элиты постоянно сталкиваются с противоречием: для поддержания режима в конкурентоспособном состоянии нужны квалифицированные кадры, но чем “кадр” образованнее, тем более он склонен к вольнодумству за пределами своей специальности. Хрестоматийные примеры – Оппенгеймер и Сахаров. Идеальным для начальства был бы такой специалист, который знает все про 15-ю хромосому, смутно догадывается про 16-ю и убежден, что Белоруссия – это мусульманская страна по соседству с Ираком. Может быть, не Белоруссия, а Белосирия, но бомбить все равно нужно, потому что так сказали по телевизору.»

Тем не менее РФ сейчас стремительно засовывают в т.н. Болонскую конференцию (документ о присоединении был подписан В.В. Путиным в 2003 году). С.Г. Кара-Мурза, «РФ и Болонская конвенция»:

 

    «На Международном семинаре “Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы” (Петербург, декабрь 2002 г.) министр образования РФ В.Филиппов заявил, что у российской высшей школы нет иного выхода (!), кроме как интеграция в общеевропейскую зону высшего образования. По сути, здесь и заявлено, что имитация является сама по себе высшей ценностью, это цель, которая не требует никакого оправдания, она самодостаточна (как говорят американцы, “она стоит на своих собственных ногах”). Это – символ веры реформаторов, мотив, чуждый рациональности.

    Из того факта, что при советской системе наши вузы готовили специалистов высокого класса при очень скромных, по сравнению с западными странами, затратах, можно сделать предположение, что советская система была гораздо экономнее, чем эта “болонская”. Да не в деньгах тут дело! После запуска первого советского спутника влиятельный американский обозреватель У.Липпман написал: "Немногие посвященные в эти дела и способные понимать их говорят, что запуск такого большого спутника означает, что Советы находятся далеко впереди этой страны [США] в развитии ракетной техники. Это их лидерство не может быть объяснено некоей удачной догадкой при изобретении устройства. Напротив, оно свидетельствует о наличии в СССР множества ученых, инженеров, рабочих, а также множества высокоразвитых смежных отраслей промышленности, эффективно управляемых и обильно финансируемых". Он написал именно о системе образования. Именно эту систему сейчас и пытаются уничтожить. Если бы это делалось за деньги, то за очень большие.»

Давайте посмотрим, как именно уничтожается система образования в нашей стране.


Модульность

 

    «Курс на радикальное обновление содержания образования в российской школе диктуется прежде всего необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также с мировыми образовательными стандартами, особенно – в гуманитарной составляющей содержания образования. Глубокие цивилизационные сдвиги в развитии человечества на исходе ХХ века, переосмысление многих фундаментальных представлений о человеке, обществе, природе предопределяют интенсивный поиск новой образовательной политики во всех развитых странах. Отказ от технократического начала, стремление к гуманизации и гуманитаризации образования, к раскрытию целостной картины мира заставляет делать выбор в пользу принципиально новых, интегративных курсов с глубоким интеллектуально-культурным потенциалом…»

«Развитие образования в России. Национальный доклад.» Под редакцией министра образования Э.Д. Днепрова. Министерство образования РФ, М, 2002, с. 48. (цит. по И. Смирнову)

Вот интересно – а как может раскрываться целостная картина мира без технократического начала? Еще более откровенная цитата:

 

    «Вместо последовательного, линейного изложения истории литературы или самой истории..., школе целесообразнее обратится к некоторому насыщенному освещению какого-то количества узловых пунктов. А именно тех, которые апеллируют не столько к реальным эмпирическим знаниям, сколько к непосредственному переживанию определенных исторических ситуаций. Перед учащимися ставится задача освоить их на уровне человеческих смыслов, а не только на уровне фактов, образующих общие тенденции»

«Образование на распутье. Беседа Г.С. Кнабе с А. Яковлевой», Литературная газета, 2002, № 40

На самом деле – кому нужны какие-то там эмпирические знания? Мало ли на чем там всякие естественные науки основываются. Вот «человеческий смысл» – это звучит! Правда, не совсем ясно, что обозначает. А! Понял! Это же давно в анекдоте разъяснено:
«– Гиви, докажи теорему! – Учител, мамой клянус!»

За что люблю подобных деятелей – сами проговариваются и заявляют, что цель – отвратить от реальных знаний, и, следовательно, внушить искаженные, не соответствующие реальности (действительности). Вот, например, заливается соловьем реформатор Александр Логунов («Русский Журнал» от 7 апреля 2003, «Нам придется менять отношение к сфере образования»):

 

    «Там пропорции совершенно обратные нашим: 30% курсов предлагают вам в качестве обязательных, а 70% – вы выбираете сами. Вы к этому приучаетесь еще в школе, где у вас очень большая возможность выбора. И в процессе университетского образования у вас закрепляется ответственная модель. Вы принимаете решение. Вы говорите: "Я выбираю социологию, правовые учения или что-то еще". Может быть, ваш выбор будет не продуктивным, и вы совершите ошибку. Но никакой трагедии в этом нет, потому что в следующем году вы возьмете тот курс, который вам будет нужен.

    Мне рассказывали коллеги из Нью-Йорка, как в одной школе ввели курс катания на пони и все дети побежали записываться, хотя зачем им в Нью-Йорке кататься на пони. Они не выбрали, может быть, какой-то более важный курс – например, искусство переходить улицу, правила дорожного движения. Но это была их ошибка, их решение. Не хватило им какого-то курса, они возьмут больше в следующем году.»

И опять «оговорка по Фрейду»: представляете, какой уровень образования в школе, если навык перехода улицы – это такое искусство, для обучения которому существует отдельный курс? При этом такой навык именно что жизненно необходим; но, оказывается, обучаться этому не обязательно – можно через годик. Или через два.

Как вы думаете, дети могут адекватно понимать, какие именно предметы им нужны для общего развития?

Собственно говоря, модульная система специально заточена на такое вот детское восприятие. Делаю, что хочу 70% времени, а за это называют хорошими девочками и мальчиками, а потом выдают диплом специалиста.

Илья Смирнов пишет: «Что такое модуль? Это "совокупность образовательных задач, решаемая либо через несколько видов работы, либо через несколько близких, но разных предметов". Не поняли? Для непонятливых – конкретный пример: "вы, желая быть специалистом по античности, выбираете курс по истории античных причесок".

Понятно и то, почему клочная, т.е., простите, “модульная система” не получила повсеместного распространения: “для европейцев это тоже новация” [признавались сами реформаторы]. Ведь на самом деле изучать отдельно взятую 15-ю хромосому невозможно (так же, как и 3-ю книгу “Анналов” отдельно от всех остальных, и от страны, где происходили описанные в “Анналах” события). Нельзя изучать наследственность, т.е. нуклеиновые кислоты, без базовых знаний по органической химии. Поэтому там, где от квалификации выпускника реально зависят кошельки и жизни, преподавание остается “тоталитарным” и “предметным”. Представьте себе хирурга, который разрезать умеет, а зашить – нет, потому что на 4 году обучения выбрал вместо курса “Наложение швов” курс “Борьба с sexual harassment в условиях хирургического стационара”. Сколько заплатит стационар за эту болонку родственникам незашитого покойника? А вот гуманитарные факультеты (исторический, филологический, философский) – самое место для преподавания клочьев от наук.»

     

С.Г. Кара-Мурза делится впечатлениями об испанском образовании: «Уже не было физики, химии, географии, а был, например, модуль под названием “Вода и водная проблема в Кении”. В нем вскользь давались кое-какие сведения о воде – а потом просто идиотская проблема “воды в Кении”. Почему, кстати, испанские подростки должны обсуждать проблемы неизвестной им Кении, когда в самой Испании всегда стояла и сегодня стоит жгучая проблема с водой? Но главное, конечно, это сам отказ от дисциплинарного (“университетского”) строения всей картины мира.» Теперь становится понятнее, почему, помимо модульности, заявлялся курс на гуманитаризацию и гуманизацию образования. Фундаментальное естественнонаучное образование не гуманно: оно заставляет понимать и разбираться во множестве достаточно сложных теорий, изучать взаимосвязь природных феноменов... Это сложно. Надо быть гуманнее.

Так называемые «гуманитарные науки» в большинстве своем представляют собой незамутненный интеллектом поток сознания, причем с очень специфическим подходом. Дело в том, что любой гуманитарий неосознанно верит в авторитеты. Не в чей-то конкретный авторитет, а в «авторитеты вообще». Физик, например, доверяет результату грамотно спланированного эксперимента. А гуманитарий верит словам – если это слова авторитета, признанного другими гуманитариями. Ученый, работающий с материей, всегда доверяет «при каких-то условиях» (даже неизменность физических законов в наблюдаемой Вселенной — это аксиома, а не догма). Гуманитарий же, работающий «с идеями», всегда имеет «идеи», в которые верит безусловно.

И точно так же, безусловно и безрассудочно (от слова «рассуждать»), верит тем, кто эти идеи высказал лучше (и/или раньше) всех остальных. Вера в авторитеты – это часть гносеологической методологии гуманитария. Гуманитарии всегда «будут биты» по крупному счету – потому, что для них существуют не обсуждаемые по определению области миропонимания и мироощущения. По сути это значит, что какие-то сферы бытия для гуманитария останутся не исследованными всегда, а значит – будут неизвестными. Т.е. миропознание ограничено, оно имеет «запретные» для разума зоны. Причем запрет подсознания сознанием de facto неодолим. Есть хороший афоризм Станислава Леца: «Как? Одним и тем же мозгом – думать и верить?». Это — принципиально разные стратегии мышления; имярек, допускающий веру как метод, неизбежно будет верить не только в то, что считает нужным, но и во множество других вещей. Он просто неспособен относиться критически ко всему, и как следствие – легко поддается внушению. Что и требуется. Такой индивид просто не имеет потребности спрашивать «зачем?», он привык, что многое делается просто «потому, что так сказано».
Иллюстраций модульного подхода можно привести много, но возьмем официальные документы – действующие стандарты по математике основного и среднего образования.

Вступление к первому гласит: «Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.»

Это не учебная программа, а панегирик логике, мышлению и разуму. Аж сердце радуется (в стандарте среднего образования все не менее пафосно и радужно).

Но давайте все же прочтем реализацию заявленного в программе.

«Сравнение действительных чисел» есть, а вот «арифметические действия над ними» уже не включаются в требования к минимальному уровню выпускников, слишком сложно, видимо. Исключены «степенные функции с натуральным показателем, их графики», что автоматом приводит к непониманию того, что такое логарифм, который, мягко выражаясь, важен для моделирования естественных процессов. Требуется знать «примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост», но при этом не обязательно знать «числовые функции, описывающие эти процессы». То есть понимание de facto сводится к «вот эта закорючка каким-то образом отражает такой-то процесс». Вспомнилось: «– Приведите пример использования неопределенного интеграла. – Я вчера уронил ключи в унитаз, согнул проволоку в форме неопределенного интеграла и достал их».

Не требуется знать такую сложнейшую вещь, как «параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей»; что означает непонимание соответствующих функций как таковых – закорючка должна быть не только определенной формы, но и стоять в определенном месте системы координат.

Исключена сложнейшая формула расстояния между точками координатной прямой. В минимальные требования входит «взаимное расположение прямой и окружности», но «двух окружностей» – нет, это слишком сложно, видимо. При этом исключены «метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд». Пасторальная картинка: «Прямая может не пересекать окружность, может пересекать. И еще может ее слегка касаться, на децил так.». Но действительно, какие еще хорды, когда из требований исключена даже площадь четырехугольника?

Из, так сказать, общеметодологического подхода: оставлены «определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия». Рано радуетесь – при этом не обязательно знать про необходимые и достаточные условия. Вот скажите мне, как можно что-то понимать в методологии доказательства, не имея представления о необходимых и достаточных условиях?! Ответ прост: никак. Это и ставят своей целью реформаторы: формирование фрагментарного мышления, представляющего особой эклектичный набор несвязанных между собой данных. В эту же копилку: в минимальные требования к уровню знаний не входит и «понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии». Ну как, как можно изучать геометрию без аксиоматики?! Впрочем, вопрос риторический. И уже не удивляешься, читая, что надо знать, что такое обратная функция, а также ее график, но при этом не надо знать про область определения и область значений этой самой обратной функции.

В стандарте среднего образования есть «длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей», но признано излишним «понятие о пределе последовательности» и «существование предела монотонной ограниченной последовательности». Требуется знать «формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра», но при этом само понятие об объеме тела – признано лишним. Надо уметь «описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве», однако «аргументировать свои суждения об этом расположении» вовсе не обязательно... «Учител, мамой клянус!»

Вы не верите, что так все и есть? Я вас понимаю – сам бы не поверил. Вот ссылка, читайте сами:

Мнение работника системы образования областного уровня, часто ездящего в служебные командировки в Штаты:

 

    «В погоне за практико-ориентированностью забыли то, что и фундаментальные знания чего-то стоят. Западная система готовит узкого специалиста. Узкого настолько, что за пределами своей проблемной области он не знает практически ничего. Ничего – в смысле «буквально». Вплоть до того, что офис-менеджер вызывает специалиста, если застревает бумага в принтере. А врач оказывается беспомощным в отсутствии аппаратуры, электроэнергии и т.п. Собственно, в США стали признавать наши дипломы врачей (особенно врачей скорой помощи и хирургов ургентной хирургии) после очередного урагана, когда оказалась, что американская медицина парализована. А наши медики, подвизавшиеся на парамедицинских должностях, умеют оперировать при свете фар. Без ассистента. Сами могут дать наркоз. Работать по военному принципу с одной сестрой на три-четыре стола и без стола вообще.

    Это только пример. Но где-то здесь проходит граница ценности практико-ориентированного и фундаментального образования.»

«Идут два студента-медика с клизмой. — Вы зачем вдвоем? — Я знаю, как клизму ставить, а он знает, куда». Анекдот воплощается в жизнь...

Еще более иллюстративный пример из США, родины «модульной системы». Matt James, «Манчжурский кандидат»:

 

    «Поскольку в младших классах они не дают книг домой, я пошел на следующий день в школу и потратил пару часов просматривая книжки для чтения. Пока я читал, глаза у меня открывались все шире и шире. Я думал, что целью программы чтения является стимулирование детского воображения и обучение навыкам чтения. Вместо этого я обнаружил материалы, набитые, если позаимствовать фразу из языка родителей, “скрытой программой по созданию отчуждения родителей, потери личностной идентификации и уверенности в себе, по развитию групповой зависимости, пассивности и анти-интеллектуальности”.

    Рассказы в учебниках последовательно ассоциировали индивидуальную инициативу с эмоциональной или физической болью. Посмотрите, например, на бельчонка, у которого на тележке отвалилось колесо. Когда он пытается его приделать, тележка едет криво и подскакивая, что замечают его друзья, которые над ним начинают смеяться. Другая попытка починить колесо приводит к аварии, где бельчонок получает синяки и ранится до крови и унижается еще больше. Совместный эффект этого рассказа, учитывая идентификацию читателя с персонажем, – наказать инициативу и уменьшить уверенность в своих поступках.

    Я использовал термин "анти-интеллектуальность" для того, чтобы описать еще одну ведущую тему в учебниках. Многие рассказы были, по сути, бессмысленным винегретом из слов. В них отсутствовал внутренний интерес, логическая связность или продолжение во времени, и часто они демонстрировали некого вида анти-рациональность. Это рассказы и вопросы к ним как бы требовали от ученика отключить естественную работу интеллекта как попытки понять смысл происходящего или импульс естественного любопытства. Под принуждением этого вида ученики могли научиться ненавидеть чтение или даже сам процесс мышления.

    Следующая “история” и вопросы по “пониманию” представительны для темы антиинтеллектуальности, которую я обнаружил в учебниках:

    “Однажды маленькая зеленая мышка запрыгнула вслед за тигром на желтый самолет. Самолет в воздухе превратился в большую красную птицу, а мышка – в голубую тыкву. Тыква упала на землю, и семечки проросли и стали горшками и мисками. Ля-ля-ля.”

    1) Какого цвета была мышка? 2) Почему мыши превращаются в тыквы? 3) Как прорастают семена?»

Действительно, почему мыши превращаются в тыквы?

Не удивительно, что такое вот образование (а именно начальный этап дает базу и для среднего, и для высшего) приводит к результатам: США занимают 49 место в мире по грамотности населения (The New York Times, 12 дек. 2004); 20% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. 17% верят, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за один день (The Week, 7 янв. 2005). В прошлом году иностранные заявки в аспирантуры США сократились на 28%. Впервые за 30 лет сократилось поступление иностранных студентов на всех уровнях, тогда как в Европе и Китае оно значительно выросло. В прошлом году в США число китайцев-выпускников аспирантур упало на 56%, индусов — на 51%, южных корейцев — на 28% (The New York Times, 21 дек. 2004), т.е. США уже не то место, куда стремятся попасть на обучение.

Тем не менее, и Европу, и Россию переводят на «болонскую систему».

Совсем наглядная иллюстрация. Вячеслав Загорский, «Свет пиара в сумерках просвещенья» (Русский Журнал, 11 июня 2004):

 

    «На Московской химической олимпиаде 2003 года мы предложили девятиклассникам сравнить противогололедные реагенты, применявшиеся и применяемые в Москве, с точки зрения их физико-химической эффективности для плавления льда. Среди немалого числа правильных ответов (лучший реагент – ныне запрещенная поваренная соль) удивили повторяющиеся рассуждения вроде такого: “Поскольку везде сообщалось, что наиболее лучшим является хлористый кальций (“ХКМ”), то он и является самым эффективным, а поваренная соль – самая плохая, потому что ее запретили”. Вместо расчетов и сравнений – цитирование рекламы. И так рассуждали школьники, прошедшие отбор на окружных олимпиадах по химии, то есть – не с самыми плохими знаниями. Это и есть идеальный PR – зачем думать, если везде сообщают...»

Разгрузка

«Известия», Прямая линия с министром образования Владимиром Филипповым, 11 марта 2002:

 

    «Главная задача: разгрузить содержание образования. Но как только мы пытаемся это сделать, меня лобби “предметников” обвиняет в том, что мы разрушаем наше лучшее в мире образование. На самом деле нужна профильная школа, где и будут проходить углубленные разделы.»

Какие они нехорошие, эти «предметники». Ведь понятно же, что образование должно быть гуманным и гуманитарным – выше этот вопрос разбирался. Но, собственно говоря, а что там было разгружать изначально? Я прекрасно помню, как учился в школе. Никакой перегрузки там мной замечено не было, претензии были совсем другие. Впрочем, лишние предметы – пение там или рисование – были, но в крайне незначительном количестве.

Вопрос проясняется, если посмотреть на часы преподавания.

Александр Абрамов, «Куда направлен вектор личностной арифметики» (Русский Журнал, 11 окт. 2002): «...если раньше на базовом уровне в старших классах учили 350 часов, то теперь хватит и 210, а вот на профильном уровне будут учить аж те же самые 350. Нужно ли говорить, что эта борьба с загрузкой (или борьба за разгрузку) означает низведение уровня преподавания математики в профильной “школе будущего” до уровня обычной современной школы.»

Таким образом, речь идет не о перераспределении нагрузки, а об элементарном снижении образовательного уровня. Причем все очень наглядно – уровень, который был нормой ранее, становится «профильным», углубленным.

И уже не удивляешься, натыкаясь на «Восьмиклассникам (!) на полном серьезе предлагается задание “Веселые животные”: “…двигаются по кругу, изображая по сигналу ведущего какое-либо животное”» (Авесхан Македонский, «Как Вовочка изучал на уроке женские ножки», № 53/2004 газеты «Первое сентября»)

Но даже если исходить из гипотезы перегрузки, все равно получается интересная картина. Пусть все делалось во благо ребенка. Было принято решение об уменьшении нагрузки, особенно в части наиболее сложных естественно-научных дисциплин за счет ликвидации разделов, которые все равно проходятся в высшей школе. Потребность в снижении нагрузки была вызвана тем, что к концу школы, из нее выходят больные дети. Резкое падение зрения, проблемы с позвоночником и другие заболевания, вызванные долгим корпением над учебниками. Справедливость этой позиции может вызывать вопросы – я ее, скажем, категорически не разделяю: те, кто хорошо учатся, делают уроки быстро, а те, кто плохо – вообще не делают (или делают частично). Требуется сегрегация по уровню успеваемости, а не упрощение программы.

Но, по крайней мере, это – позиция, которую можно обсуждать.

Однако на деле получилось интересно: освободившиеся от естественнонаучных дисциплин часы отдали под предметы гуманитарные, якобы не требующие особого напряжения – что тоже вопрос спорный. Еще шла речь о введении третьего часа физкультуры, разрешении/запрете занятий в субботу, расширении кружковой базы и базы воспитательной работы. Рассматривался даже вопрос о ликвидации домашних заданий как класса, дабы разгрузить детей. То есть некая задумка была. Хорошая ли, плохая ли, но была.

Режим такой разгрузки продержался год-два. Дальше выяснилось, что вузы, как ни странно, вовсе не намерены снижать планку требований к абитуриентам. Речь, конечно, именно о вузах, а не о коммерческих структурах, так себя именующих. Следовательно, надо где-то набирать часы на преподавание выкинутых тем – кому нужна школа, которая не дает достаточных знаний? В результате пришлось вводить дополнительные часы, ведь новые гуманитарные дисциплины никто не отменял. Вместо снижения нагрузки получилось повышение.

Более того, разрушение образования как цельной системы ведет к необходимости репетиторов – даже тех же самых учителей, но во внеклассное время. И, обратите внимание, это не «учителя не хотят учить, а хотят получать деньги за репетиторство», это невозможность получить нормальное среднее образование согласно методикам и учебным планам, уже принятым в школе.

Учебники

Конечно, реформы не могли не затронуть учебники. Это в тоталитарном СССР "злобные коммунисты" делали из людей «винтики», не оставляя им выбора учебника. Был общий учебный план на всю страну, пособия не меняли по много лет, прикрываясь рассуждениями о том, что математика или там химия не меняются, по крайней мере, на уровне школы. Никакой свободы, демократии, либерализма и прочих общечеловеческих ценностей. То ли дело сейчас!

Выходит куча учебников по каждому предмету. Трактовка предмета, скажем так, индивидуальна. Каждый автор пишет, дабы получить гонорар и выбить гриф Министерства. Министерство тоже лукавит. Дело в том, что лишь часть пособий имеет гриф «рекомендовано». Это – те, которые по идее строго отвечает стандартам и должны напоминать традиционные естественнонаучные учебники советской эпохи. Другие же имеет гриф «допущено» или «одобрено». Это, как говорится, совсем уж по мотивам...

К примеру, учебники по литературе опираются на различные литературные произведения. Кто-то делает упор на Булгакова, а кто-то на Фадеева: «Разгром» до сих пор входит в некоторые версии программ. По истории события 1917 года трактуются различно: от Великой Октябрьской Революции до октябрьского переворота. И от великой победы в Великой Отечественной Войне до «обманутого Гитлером» Власова. Новейшая история – это отдельный цирк; впрочем, не смешной.

Естественнонаучные программы перекроены до полной утраты логики. Как пример: в школе задали задачу, ориентирующуюся на использование теоремы Безу, которой нет не только в учебнике, но и во и многих математических справочниках. Причем это не произвол учителя, а задачник к данному курсу. Что особо пикантно – ответ был в задачнике с ошибкой...

Но спорные идеологические трактовки и непродуманность курсов – это еще не все...

Из уже известной статьи Ильи Смирнова «Добро пожаловать, путешественники в третье тысячелетие!»: «Действительность превзошла все мои ожидания. Чтение становилось все занимательней и занимательней год от года. Из учебников, предложенных на рецензию, я узнал, что город Старая Русса основан при фараонах, что мусульмане – язычники, эсеры – пацифисты, зато лютеране – тоталитарная секта; что Древняя Греция была единым государством со столицей в Афинах; что варяги происходят не из Скандинавии, а прямо от Трипольской культуры, само же их название – от слова “веревка”; что в неолитической керамике зашифрована структура то ли белка, то ли ДНК, а в египетских пирамидах – расстояние от Земли до Солнца; что крокодил – земноводное, трутнем может быть любая пчела, а медведь ни за что не станет наедаться впрок (биологические открытия – из “интегральных” пособий по предметам, заменившим старое советское обществоведение).»

Впечатлениями делится Наталья Васильева в своей статье «Естествознание по-современному: углупленное изучение» («Здравый смысл», №33, 2004):

 

    Вот, например, «Концепции современного естествознания» В. Н. Лавриненко и др. (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999). Пособие рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для вузов. Переиздано в 2003 г. практически без изменений. Книга содержит разделы, посвященные различным наукам (физике, химии, биологии и др.), но авторы – сплошь философы, что сразу настораживает: почему не физики, не химики, не биологи?

     

      «Любая теория, разрешая одни явления, как правило, запрещает другие. Классическая термодинамика запретила вечный двигатель, теория относительности наложила строжайший запрет на превышение скорости света, генетика не разрешает наследование приобретенных признаков и т. п. Открывая человеку большие возможности, наука одновременно высвечивает и область невозможного. И чем больше развита наука, тем больше “площадь” этих запрещенных областей.»

    Какая изящная подмена понятий! До этого речь шла о познаваемости мира – и вдруг познание сменилось воображением. И ведь правда, эта скверная наука запрещает столько соблазнительных вещей! Не будь классической термодинамики, пожалуй, вечный двигатель давно бы уже построили...

    Чрезвычайно примечателен также учебник, написанный авторским коллективом под руководством доктора социологических наук профессора С. И. Самыгина («Концепции современного естествознания», Ростов н/Д, 1997). Почему о естествознании пишет социолог, понять трудно, но и этот учебник имеет рекомендацию Министерства образования. В нем – изобилие удивительных сообщений; говорится, например, о том, что стресс, пережитый человеком, закрепляется в его наследственности, так что грехи предков могут угнетать потомков отнюдь не в фигуральном смысле, а потому «смысл жизни многих людей – преодолеть проблему предков, очистить ДНК и не создавать новых тягостных проблем, за которые будут расплачиваться потомки».

    В психологии, если верить книге, тоже достигнуты поразительные результаты:

     

      «Современные психологи, представители трансперсональной психологии, в ходе многолетних практических экспериментов создали модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космических измерений и возможностей для эволюции человека.»

    Интересно бы узнать, что это за практические эксперименты по моделированию души и из каких винтиков состоит модель.

    Там же говорится, что С. Грофф при помощи LSD и прочих методов воздействия на психику погружает человека в состояние, когда тот «переживает заново не только свое собственное рождение, но и все стадии внутриутробного развития». Напомню: LSD, он же ДЛК (диэтиламид лизергиновой кислоты) – сильнодействующий галлюциноген. Не берусь судить, какую ценность для науки представляют свидетельства испытуемого, находящегося «под кайфом», но послушать воспоминания человека о том, как он был вначале клеткой (зиготой), затем морулой, бластоцистом и т. д. (речь ведь идет обо всех стадиях эмбрионального развития!), было бы очень любопытно. Интересно также, как проверяется правдивость подобных «мемуаров».

Если у кого-то есть иммунитет к подобным, гм, теориям, то у реформаторов есть «засадный полк» учебников, написанных так, что при всем желании не упрекнешь в «антинаучности» или «глупости». Наоборот, авторы прилагают все усилия, чтобы поднять школьное образование на высоту современных требований. И что с того, что они игнорировали все законы восприятия информации? (Я не буду гадать, сделано это специально или нечаянно – отличный ученый вовсе не обязательно обладает талантом педагога или методиста).

Пример провокационного учебника: «Химия» для 9-го класса Г.И.Щелинского, H.И.Юровой. Хотя предметом пособия является неорганическая химия, первая часть книги от начала до конца посвящена физике. Первая же формула (диссоциация молекулы водорода при высокой температуре) содержит отсылки к понятию энергии связи и единице измерения кДж/Моль. Но, позвольте, школьники еще не проходили ни моли, ни джоули, да и что такое энергия связи – это вовсе не 9-й класс.

«Квантовой механики для бедных» (то есть – без формул, законов и адекватного понятийного аппарата) с каждым параграфом становится все больше: сигма- и пи-связи, гибридизация орбиталей. Не забыта и термодинамика: школьникам, которые еще не знают, чем кинетическая энергия отличается от потенциальной, предлагается не путать энтропию и энтальпию, понимать смысл свободной энергии в смысле Гиббса (и, надо полагать, уметь отличать ее от свободной энергии в смысле Гельмгольца).

В результате реформаторы получают двойной выигрыш. Школьники не будут знать данный предмет, и с большой вероятностью – также ряд смежных дисциплин. А цитаты из этого учебника пригодятся в качестве иллюстративного материала по темам: «перегрузка школьников», «недостатки предметно-центрированного подхода», «избыточная наукоемкость школьной программы» и др.
Интервью портала «Скепсис» (www.scepsis.ru) с Борисом Юльевичем Кагарлицким, директором Института проблем глобализации. Опубликовано под названием «Мы слишком много знаем…Неолиберализм как он есть: в мировой политике и российском образовании».

 

    Тот, кто попытается просмотреть массу существующих учебников по зарубежной истории XX века, столкнется со странным на первый взгляд явлением: почти все они настойчиво игнорируют несколько важных сюжетов современной истории. Во-первых, в принципе отсутствует анализ негативных последствий неолиберальных экономических реформ. Во-вторых, все учебники, по крайней мере на словах, придерживаются ортодоксального варианта «теории модернизации» и заявляют, что страны «третьего мира» догоняют страны развитые (игнорируя при этом теории «зависимого развития» и «периферийного капитализма» и уже переведенные работы их сторонников.

    Так вот, беда господствующих теорий (в частности, теории модернизации) состоит именно в том, что они очень слабы по отношению к реальности, факты противоречат им просто вопиющим образом. Как в старом советском анекдоте: «У меня проблемы — слышу одно, а вижу другое». Именно поэтому эти теории могут держаться только до тех пор, пока никаких других теорий в обиходе не существует. ...парадокс: рост экономики в России за последние годы привел не к прекращению вывоза капитала из страны, а к тому, что в абсолютных масштабах вывоз даже увеличился. Известно, что, скажем, 2000 и даже 2003 были годами массового вывоза капитала. И нам каждый раз это пытаются объяснить каким-то частным случаем. Либо Абрамович — такой экстравагантный господин — покупает «Челси», либо наши предприниматели боятся, что их раскулачат, либо, мол, в России все еще слишком большая коррупция. И каждый раз объясняют это частным случаем, не замечая, что все эти частные случаи во всех странах складываются в одну тенденцию. ...

    Советские учебники, построенные на марксистских — хотя бы декларативно марксистских — позициях, порождали склонность к системному мышлению и давали инструментарий, который был пригоден для критического анализа. Таким образом, они давали человеку возможность самостоятельно преодолевать ограниченность той догматики, которая лежала в их же основе. Естественно, предполагалось, что вся критика будет обращена на «проклятое прошлое» и «проклятый капитализм» и никто не будет использовать этот же инструментарий для того, чтобы критиковать советскую реальность. Но, с другой-то стороны, коль скоро у меня в руке уже оказался этот инструмент, никто не может запретить мне, хотя бы частным порядком, тайком, применить его к другому объекту. Что, собственно, и происходило.

    И проблема именно в том, что современные учебники лишают ученика подобного рода инструментария для теоретического и критического анализа. Самое главное и самое опасное — это абсолютно догматичный характер современного исторического образования.

    Современное российское общество для той экономики и той социально-политической системы, которые оно сегодня имеет, слишком образованно. Мы слишком много знаем. И для предотвращения социальной катастрофы, которая неизбежно наступит в противном случае, нужно в течение примерно 10 ближайших лет разрушить систему образования и довести общество до интеллектуальной деградации. Потому что, если общество не дойдет до массовой интеллектуальной деградации, оно просто может не позволить делать то, что с ним делают.

    «Скепсис»: А почему Вы считаете, что нынешняя реформа образования приведет именно к деградации? Скажем, профильная школа или ЕГЭ?

    Во-первых, в результате этой реформы население должно получить навыки вместо знаний, технические навыки, которые превратят людей в узких специалистов, исключительно удобных для использования в качестве дешевого инструмента, максимально зависящего от работодателя. Во-вторых, нужно свести к минимуму способность к критическому мышлению и — очень важное обстоятельство — свести к минимуму способность людей к самоорганизации, то есть сделать невозможным гражданское общество. Это одна из главных задач реформы образования. Люди, у которых нет знаний, а есть только навыки, не могут стать дееспособными гражданами, но зато они — очень дешевые работники. Люди, обладающие одним комплексом навыков, должны быть максимально отделены от людей, имеющих другой комплекс навыков. Такая тотальная специализация приведет к тому, что люди уже не смогут друг с другом общаться — только в пределах биологического. Пока еще современное российское общество может претендовать на большее — в силу уровня знаний и образования. Но нынешняя система не способна ему это дать. Поэтому общество живет в состоянии постоянной фрустрации. Таким образом, надо создать условия, когда люди будут жить в состоянии полного удовлетворения. И не нужно думать, что это какая-то апокалиптическая картина, во многих зависимых странах люди уже живут в таких условиях. Они ничего не знают — и, соответственно, ни на что не претендуют.


Плата

Определение И.Смирнова:

«Коммерческий прием («обучение на коммерческой основе») — механизм, посредством которого студент, не имеющий знаний и способностей, получает официальную бумагу (с печатью) о том, что знания и способности у него имеются. Точно такую же, как у однокурсников, которые по-настоящему учились. К. п. не имеет ни малейшего отношения к коррупции. Это прекрасное средство реформирования традиционных ВУЗов и факультетов изнутри. А подготовленные таким образом специалисты станут проводниками модернизации во всех остальных отраслях.»

Добавить, собственно, нечего.

Но стоит обратить внимание не только на то, что с введением платного образования ухудшаются знания выпускников – ведь учатся те, кто не поступил бы без денег! – но и резко уменьшается вероятность поступить на бюждетные места – коммерциализация образования это делает de facto невозможным для группы «небогатый, но умный из провинции». Показательно, что в некоторых местах поступить на бюджетное место стоит дороже, чем на платное (чтобы было «не купил», а «типа умный, да»), стоит вопрос хотя бы проживания – в общежитиях куда выгоднее сдавать места трудолюбивым мигрантам, чем раздавать халявщикам-студентам. Про размер стипендии я и заикаться не буду, как и про «сколько стоит прожить в крупном городе и какое будет качество учебы у того, кто вынужден одновременно работать»

Кстати, помимо платников, есть еще и льготники. Из письма знакомого преподавателя:

 

    «Законодательство предусматривает целый ряд льгот для обездоленных и нуждающихся. Нет, я не против социальной защищенности, как раз даже двумя руками за то, чтобы человек имел реальную возможность учиться, невзирая на нищету родителей или при отсутствии родителей. Но не такими методами, суди сам. Любой ребенок-инвалид, ребенок-сирота, ребенок, потерпевший вследствие Чернобыльской катастрофы имеет гарантированное законом право поступать вне конкурса. Т.е. льготнику достаточно набрать минимальную положительную оценку, чтобы пройти, да еще на бюджет, обойдя любого, не пользующегося льготами. В этом году было 5 случаев, когда абитуриент, набравший максимум — 140 баллов (100 по математике + 40 по языку) не проходил по конкурсу на бюджетное обучение, потому что на 10 бюджетных мест претендовало 20-30 льготников! Т.е. за государственный счет, с гарантированной выплатой стипендии, более того, согласно закону — удвоенной, учится чернобылец, набравший 26 по математике и 11 по языку, а отличника заставляют платить за обучение!!!»

При всем этом в государственных школах и вузах сохраняется правило финансирования по «поголовью», т.е. учебные заведения вынуждены держать хоть кого-то, чтобы им не срезали финансирование.

Впрочем, удивляться нечему. Так называемые «реформы» – это вполне осознанный заказ на разрушение России; «реформы образования», соответственно, – это разрушение уникальной системы всеобщего среднего образования, подготовки специалистов с высшим образованием, превосходящим мировой уровень, научных школ...

В.И. Арнольд писал («Подготовка новой культурной революции»): «...при публикации в “Известиях” решения Ученого Совета Математического института им. В.А.Стеклова Российской Академии Наук о проекте школьной реформы, редакция исключила из этого решения ключевую фразу: “ослабление научного образования в стране вредно повлияло бы не только она интеллектуальный, но и на индустриальный, а впоследствии и на военный, уровень России”.»

Наглядно отношения российского правительства показано в постановлении № 249 от 22 мая 2004 года: под предлогом повышения результативности бюджетных расходов, а также для большей “прозрачности” расходов бюджета говорится об укрупнении разделов бюджетной классификации. Вместо ныне действующих 27 разделов остается 11, при этом раздел 06 “Hаука” попросту исчез. Вместе с ним канул в лету раздел 24 — “Космос, и др.”»

Интересно и то, что ни один депутат Думы даже не поднимал вопрос об образовании. Конечно, были выступления по поводу нищенского уровня жизни учителя, ужасались бедственным состоянием школьных зданий... Но при этом, что характерно, в стороне оставались самые главные и жизненно важные для России вопросы: цели и содержание образования.

Андрей БОРЦОВ

http://zvezda.ru/



Комментарии_


Мда.
Пишет Аноним
18.06.2007 23:49:48
Вижу жутчайшие результаты "реформы образования" на примере моего 11-летнего сына. Бессистемность преподавания просто бесит. Что с этим делать - понятия не имею. Присматриваю платную школу, где давали бы систему знаний, а не набор отрывочных сведений. Не заставляли бы зубрить невнятные правила, а дали бы инструмент для понимания этих правил. Увы, пока безуспешно.
Поколение наших детей вырастет баранами - управляемыми, послушными баранами.
(ответить)


Почему так?
Пишет Аноним
19.06.2007 03:49:30
Вот интересно эта система создана чтобы простые люди слепо следовали указам элиты, которая обучается как следует, или это всеобщее явление, и лет через 50 люди уже разучатся мыслить.
(ответить)


нужна новая политика
Пишет Аноним
19.06.2007 10:45:29
Жизнь обогнала мечту. Но надо ставить перед собой крупные цели. Вместо того, чтобы присоединяться к Болонской системе, России надо заставить весь мир перейти на нашу систему классического образования. И мы станем эксклюзивными поставщиками ресурса более ценного и редкого, чем нефть - мозгов. И переделаем мир под себя, как ни фантастично это звучит. Мы сейчас печалимся об утечке мозгов, а надо радоваться, что наши люди уже везде пролезли. Осталось только правильно организовать этот процесс....... Я имею в виду реформу образования.
(ответить)


Re: нужна новая политика
Пишет Аноним
15.09.2007 18:42:24

Мы сейчас печалимся об утечке мозгов, а надо радоваться, что наши люди уже везде пролезли. Осталось только правильно организовать этот процесс....... Я имею в виду реформу образования.

К сожалению не пролезли, а "сдриснули"
(ответить)


     Re: Re: нужна новая политика - пишет Аноним, 06.03.2008 16:36:20


     Re: Re: нужна новая политика - пишет Аноним, 06.03.2008 16:37:47


Да неужели
Пишет Аноним
19.06.2007 18:37:32
Не согласен с автором по многим вопросам.
Например, разве плохо что вводят производную как операцию взятия штриха? Это же частный случай оператора. Например похожим образом вводятся операции сложени в произвольных множествах, а так же порядок и прочее..
Автор так же издевается на тем что была создана модель души, представляя себе только механическую... А ведь в каждой науке свои методы моделирования, при чем это моделирование вполне может быть теоретическим.
Что ещё? "И чем больше развита наука, тем больше “площадь” этих запрещенных областей." А разве не так? К сожалению не вдаваясь в подробности текста из которого был взят автором отрывок, могу лишь сказать что это правда и никакой подмены понятий тут нет. Просто надо осмысливать полное значение фразы а не пытаться додумать чтото что было упущено при чтении...
(ответить)


Re: Да неужели
Пишет Аноним
14.12.2007 08:28:00
"Не согласен с автором по многим вопросам.
Например, разве плохо что вводят производную как операцию взятия штриха?"

Господи... Есть такое понятие "физический смысл". Да, a = V', но не лишне объяснить ученику, что этот штрих не закорючка на бумаге, а изменение скорости за единицу времени. Операция "взятия штриха" имеет смысл только если она применима к чему-то реальному. О том-то и статья: внедряемая система сверх-абстрактна. В ней нет условий для формирования связей между формулами (моделями) и явлениями реального мира.

"Автор так же издевается на тем что была создана модель души, представляя себе только механическую... А ведь в каждой науке свои методы моделирования, при чем это моделирование вполне может быть теоретическим."
Вы специалист в психологии? Знаете какие там используются методы моделирования? И что значит "модель души". У Гроффа речь идет именно о душе, а не о психике, что в общем-то ставит его работы за пределы науки (не только это, но еще и методы им используемые).

"Что ещё? "И чем больше развита наука, тем больше “площадь” этих запрещенных областей." А разве не так?"
Человек - это двуногое без перьев. Разве не так? А наука ничего не запрещает - в этом и суть. Она констатирует те ограничения, которые существуют в реальности. Если вдруг обнаружиться, что что-то может двигаться быстрее света - теорию Эйнштейна придется пересматривать, только и всего.

"Просто надо осмысливать полное значение фразы а не пытаться додумать чтото что было упущено при чтении..."
Перечитайте еще раз цитату. В ней - непонимание того, что такое теория в науке. Теория не может чего-то запрещать или разрешать. Такое простительно услышать от студента-первокурсника, но никак не от автора, рассуждающего на темы методологии.
(ответить)


Re: Да неужели
Пишет Max Otto
30.12.2008 13:59:33
A vot i pervyj vypusknik takih vot shkol - PROIZVODNAJA JETO OPERATOR?!?!?! O.o
bugagagaga!!! Operator funkcii po vremeni! RZHUNIMAGU!!! kak zhe my use ljubim pizdet' o tom chago ne znaem. :)))

------------------------------------
Не согласен с автором по многим вопросам.
Например, разве плохо что вводят производную как операцию взятия штриха? Это же частный случай оператора.
(ответить)


     Re: Re: Да неужели - пишет evilution, 24.02.2010 00:25:39


В десятачку!
Пишет Аноним
19.06.2007 20:45:16
Зачот, аданазначна! До конца не дочитал, потамушта горько (но правда, 100%). Имел удовольствие убедиться на собственной шкуре в результатах "мУдульного" образования. Когда "мУдульные" студенты уже стали "мУдульными" профессорами. Как они "научные открытия" делают "по инструкции". Уто ж пестня!!! (Не дай нам бог...)
Когда видишь, как нынешняя власть во ВСЕМ (кроме прожиточного уровня) копирует запад, просто, уже выть хочется!
(ответить)


Забодал. Зачёт пишется через ё. Запомни.
Пишет Аноним
17.01.2008 03:56:24

------------------------------------
Зачот,
(ответить)


Автор не понимает, что такое системность
Пишет Аноним
20.06.2007 17:32:51
Надо начинать рассуждения с ответа на вопрос: а зачем нужна система школьного образования? Каковы ее основные цели?

Школа должна готовить детей к нормальной жизни после ее окончания: работе в Макдоналдсе, доставке пиццы, копанию канав и т.п. деятельности с минимальними психическими травмами. А обучение"углу Брюстера" и всяким производным внедряет в головы детей комплекс неполноценности.

Поступление в ВУЗ является целью лишь малой части детей. К тому же и ВУЗы бывают разные.

Автор, и многие, участвующие в дискусии, вероятно видят лишь своих собственных детей, которым они уже предназначили обучение в ВУЗе как судьбу. Другие дети, которых подавляющее большинство, их не интересуют.
(ответить)


Re: Автор не понимает, что такое системность
Пишет Аноним
26.11.2007 22:19:19
Комментатор не понимает вообще ничего. Копать канавы и т.п. не нужно учиться. Это делают уже миллионы лет без всякого обучения. (вернее, конечно, учатся, но сами или доброхотами без отрыва от работы за неделю). А то сейчас даже размножаться учат. Как же 2 миллиона лет размножались просто так, а теперь надо учиться.
------------------------------------
Надо начинать рассуждения с ответа на вопрос: а зачем нужна система школьного образования? Каковы ее основные цели?

Школа должна готовить детей к нормальной жизни после ее окончания: работе в Макдоналдсе, доставке пиццы, копанию канав и т.п. деятельности с минимальними психическими травмами. А обучение"углу Брюстера" и всяким производным внедряет в головы детей комплекс неполноценности.

Поступление в ВУЗ является целью лишь малой части детей. К тому же и ВУЗы бывают разные.

Автор, и многие, участвующие в дискусии, вероятно видят лишь своих собственных детей, которым они уже предназначили обучение в ВУЗе как судьбу. Другие дети, которых подавляющее большинство, их не интересуют.
(ответить)


бред это все
Пишет Аноним
21.06.2007 22:26:27
данный сайт и есть конвеер тупизны с целью образовать портал с якобы неполиткорректной информацией. подобные вещи пытались сделать и в парламенте - создать липовую опозицию власти, по сути поддерживающую капиталистические реформы. этот сайт нужно блокировать ddos атакой, так как он более опасен для пользователей инета, чем сайты пропаганды власти
(ответить)


Re: бред это все
Пишет Аноним
26.11.2007 22:25:27
Полностью согласен с комментатором. Жевать то, что всем ясно уже скоро как 20 лет, никому не интересно. Автор, если он такой умный, предложил бы лучше коструктивные идеи борьбы с режимом.
------------------------------------
данный сайт и есть конвеер тупизны с целью образовать портал с якобы неполиткорректной информацией. подобные вещи пытались сделать и в парламенте - создать липовую опозицию власти, по сути поддерживающую капиталистические реформы. этот сайт нужно блокировать ddos атакой, так как он более опасен для пользователей инета, чем сайты пропаганды власти
(ответить)


     Re: Re: бред это все - пишет Аноним, 17.01.2008 04:01:56


     Re: Re: бред это все - пишет Аноним, 13.03.2008 13:08:30


     Re: Re: бред это все - пишет Max Otto, 30.12.2008 14:07:11


Хрен
Пишет Аноним
24.06.2007 20:18:32
Учите детей сами, только и всего.
Исполняйте родительский долг.
(ответить)


Кранты России?
Пишет Аноним
30.06.2007 23:45:12
Кажется что так. К тому же заметьте, перенимаем исключительно худшее. У той же Америки есть много чему учиться - но только не ее системе школьного образования... Другое дело Германия, с ее сохранившейся системой классических гимназий и реальшуле (до революции заимствованной в России). Советское образование было безусловно хуже дореволюционного, оно давало хорошую подготовку по естественным и точным наукам и практически не давало гуманитраных знаний. После крушения совка попытались поставить гуманитарное образование так же, как и все прочее - отсюда возникли перегрузки. Казалось бы, естественный выход - ввести естественную и гуманитарную специализацию. Т.е. та же гимназия и реальная школа. Зачем, если можно разгромить образование вообще?

И то сказать. Петросяну и Дубине Реговицкой нужны достойные зрители, Грызлову и Миронову - достойные избиратели. Вот и воспитываем-с. Все путем.
(ответить)


Профильная школа
Пишет Аноним
25.07.2007 22:24:00
В принципе я не против профильной школы, но только в старших классах (10 и 11). В этом возрасте люди (это уже не дети) уже знают, к чему у них есть интерес и, соответственно, чем они дальше будут заниматься. Например, если человек гуманитарий - не надо ему изучать высшую математику, равно как не надо математику изучать "ямбы с хореями". Но базовые знания в средних классах должны быть даны обязательно - это то фундамент, на котором все держится. Благодаря этому человек, грубо говоря, может "не знать, но знать, где искать, чтобы узнать". А мозаичная система, когда пару месяцев в школе по всем предметам проходят лошадь (рисуют, ездять, кормят и т.п.), но понятия не имеют про корову - бред бредовский
(ответить)


Re: Профильная школа
Пишет Аноним
06.03.2008 16:43:03
Так ведь это уже было , и было неплохо надо сказать
------------------------------------
В принципе я не против профильной школы, но только в старших классах (10 и 11). В этом возрасте люди (это уже не дети) уже знают, к чему у них есть интерес и, соответственно, чем они дальше будут заниматься. Например, если человек гуманитарий - не надо ему изучать высшую математику, равно как не надо математику изучать "ямбы с хореями". Но базовые знания в средних классах должны быть даны обязательно - это то фундамент, на котором все держится. Благодаря этому человек, грубо говоря, может "не знать, но знать, где искать, чтобы узнать". А мозаичная система, когда пару месяцев в школе по всем предметам проходят лошадь (рисуют, ездять, кормят и т.п.), но понятия не имеют про корову - бред бредовский
(ответить)


А всё нормально.
Пишет Сергей
16.09.2007 22:53:56
Не понимаю я этих возмущённых воплей. Да, советскую систему образования загубили. Да, система была хорошая, но это была именно что система. Она давала _возможность_ получить, но _не_гарантировала_ их наличие после окончания школы. Сейчас мир меняется, такое количество «умных» людей уже не нужно, поэтому мир сам себя меняет — ещё более ужесточает отбор, теперь по-настоящему думающие, а точнее — те, кто принимает решения, смогут возникнуть с гораздо большими усилиями, чем раньше. Система школьного образования является своеобразным фильтром, который (теперь гораздо более сильно) отсекает первый сорт людей от второго, третьего и так далее. Прошёл фильтр? Молодец! Получи бонусы! Не прошёл? Гоу ту макдональдс, разносить хамбургеры. А чтобы не было скучно, дурак, вот тебе безлимитный интернет, СМСки и Камеди Клаб. А вечером — дискотека!

Ничего не напоминает? «Дрожка, дрожка!»© Классики оказались чудовищно правы.
(ответить)


Re: А всё нормально.
Пишет Аноним
26.11.2007 22:33:48
Эти классики в итоге оказались чудовищными негодяями. А Вы предлагаете модель интеллектуального рабства. Кто будет осуществлять отбор? Неужели Вы, - такой умный? Отбирать будут мерзкие жирные мешки. И Вы будете отдавать право интеллектуального первородства за чечевичную похлёбку (с маслом).
------------------------------------
Не понимаю я этих возмущённых воплей. Да, советскую систему образования загубили. Да, система была хорошая, но это была именно что система. Она давала _возможность_ получить, но _не_гарантировала_ их наличие после окончания школы. Сейчас мир меняется, такое количество «умных» людей уже не нужно, поэтому мир сам себя меняет — ещё более ужесточает отбор, теперь по-настоящему думающие, а точнее — те, кто принимает решения, смогут возникнуть с гораздо большими усилиями, чем раньше. Система школьного образования является своеобразным фильтром, который (теперь гораздо более сильно) отсекает первый сорт людей от второго, третьего и так далее. Прошёл фильтр? Молодец! Получи бонусы! Не прошёл? Гоу ту макдональдс, разносить хамбургеры. А чтобы не было скучно, дурак, вот тебе безлимитный интернет, СМСки и Камеди Клаб. А вечером — дискотека!

Ничего не напоминает? «Дрожка, дрожка!»© Классики оказались чудовищно правы.
(ответить)


     Re: Re: Молдец. Полностью согласен. - пишет Аноним, 17.01.2008 04:15:21


     Re: Re: А всё нормально. - пишет Джей, 15.09.2008 00:01:05


А все нормально
Пишет Аноним
19.09.2007 07:23:41
Ну да. В одной фирме отказали в приеме на работу(не мне) по причине "вы слишком умны, можете подсидеть начальство". А как это самое начальство пробилось наверх? С помощью отбора первого сорта от второго и третьего? А чего ж он тогда, не как задумано системой, хамбургеры другим дуракам раздает, а в начальственном кресле первый сорт в отбросы отфильтровывает? Про уровень коррупции в стране не стоит забывать. Ломоносов-то всегда в Москву пройдет, хоть пешком, хоть ползком. Но это один и самородок. Жаль детей. У них нынешнее положение в образовании отбивает охоту учиться. Знаете, что умники сообразили? Главное ходить на занятия и не перечить учителям/преподавателям. Диплом всяко получишь, а дальше - связи, деньги, немного удачи. Ни слова про знания.
(ответить)


Всё равно надо быть с народом!
Пишет Виктор Лещиков
01.10.2007 16:33:23
Мне 22, поэтому отмодулированные школьники-студенты - это те, с кем мне жить жизнь на одной планете. Те, кто вырастят детей, которым жить на одной планете с их детьми.

И что бы с ними не происходило, я не имею права удаляться от их чаяний и быта в некую "интеллигентствующую" агрессивно-самозащитную позицию.

Изменить я ничего не могу. Значит, нужно искать щели в замыслах сторонников массового отупения.

Я время от времени общаюсь со студентами младших курсов и старшими школьниками СПб, и они, естественно, жалуются. Но мой круг общения состоит ещё из тех, кто хорошо учится, т.е. это те, кто жалуются, но подчиняются и выполняют новую программу.

Так вот мне кажется очень важным, что проводимая реформа воспитывает у молодёжи эдакое пассивное неприятие взрослых и их социальных институций.

Получается, что власть имеет положительную обратную связь (все подчинились, ничему не учатся, а потребляют-развлекаются), но при этом эти ребята всегда готовы воткнуть нож в спину любым иерархам. Если, конечно, этот нож кто-то наточит, пронесёт и установит за них.

Знания в головах, как ни странно, второстепенный вопрос. Советская власть уже имела опыт воцивилизовывания невежд. Причём, заметьте, что репают гулагами поколение взрослых, а их дети уже живут с готовыми дорогами-электростанциями-городами, в т.ч. построенными трудом заключённых. И именно в этих готовых тёплых домах сидючи, дети-внуки начинают рассуждать о гуманизме и жестокости какого-нибудь сталина. А Сталин пришёл к власти в стране, откуда повыперли старую умелую элиту за нежелание делиться с народом именно знаниями, и нужно было из сельских невежд ковать новую умелую элиту. А Сталин был канцелярским работником, имевшим дело не с людьми, а с картотекой - вот так он и решал эту задачу, как умел. А в стране у него было полно уже готовых кадров, охочих исключительно до насилия. Их нельзя было перековать, но можно было уничтожить, но перед этим - обязательно организовать под своим началом, иначе никакими проектами в наполненной вольными бандитами стране заниматься было бы невозможно...

А сейчас - другая страна. И не будет Сталина никоим боком. Вместо селян - 70% горожане. Вместо пролетариата - консьюмериат. Эти не будут репрессировать, будут просто выбрасывать на улицу из более качественных кварталов - и огораживаться. Или переселяться сами. Т.е. вместо огороженного лагеря будет огороженная "Россия" и сплошной лагерь - между. Вот вам другой вариант "карательной" дифференцировки общества. Дом для престарелых. Квартал для престарелых. А может, город для престарелых? Оставим и переедем в современный новострой.

ИТОГО. Главный результат реформы образования, который я наблюдаю - это укрепление пропасти между родителями и детьми. Точнее, между взрослыми как таковыми и детьми. Потому что у всех детей есть общность: родители их гнобили и предавали разными способами. На эту тему можно заговорить и подружиться почти с любым не только подростком, но и молодым человеком.

А это означает, что поколение Next в ближайшие 20 лет не сохранит в России ни одного социального института, созданного нынешними взрослыми. Всё снесёт, а потом придумает заново. А те, кто будет придумывать, воспитываются на компьютерных играх и клипах, а не на понятных вам, взрослые, книжечках.

Они легко предадут и уничтожат идеалы родителей (содержание неважно), но интернет, например, никогда не предадут. И мобильник.

Поэтому я смотрю в будущее с оптимизмом (даже ничего делать не надо: взрослые сами реформами уничтожат своё тупое общество). Но готов зажмуриться и уворачиваться от обломков во время обвала. Потому что, конечно, грохнуть систему должен имульс извне.

Те же американцы создали эффективную медиаиндустрию, формирующую у иностранной молодёжи психологию предателя. Или российское ТВ вбивает людям в голову, что СССР - дерьмо, коммунизм - дерьмо. И вообще предки делали всё не так. Разве это не аукнется вам, взрослые? Хех, ещё как!
(ответить)


Re: Всё равно надо быть с народом!
Пишет Аноним
26.11.2007 22:42:12
Комментировать бесполезно. Этот зомби способен только функционировать. К счастью зомби не размножаются. Пожелаем ему сгинуть раньше "взрослых".
------------------------------------
Мне 22, поэтому отмодулированные школьники-студенты - это те, с кем мне жить жизнь на одной планете. Те, кто вырастят детей, которым жить на одной планете с их детьми.

И что бы с ними не происходило, я не имею права удаляться от их чаяний и быта в некую "интеллигентствующую" агрессивно-самозащитную позицию.

Изменить я ничего не могу. Значит, нужно искать щели в замыслах сторонников массового отупения.

Я время от времени общаюсь со студентами младших курсов и старшими школьниками СПб, и они, естественно, жалуются. Но мой круг общения состоит ещё из тех, кто хорошо учится, т.е. это те, кто жалуются, но подчиняются и выполняют новую программу.

Так вот мне кажется очень важным, что проводимая реформа воспитывает у молодёжи эдакое пассивное неприятие взрослых и их социальных институций.

Получается, что власть имеет положительную обратную связь (все подчинились, ничему не учатся, а потребляют-развлекаются), но при этом эти ребята всегда готовы воткнуть нож в спину любым иерархам. Если, конечно, этот нож кто-то наточит, пронесёт и установит за них.

Знания в головах, как ни странно, второстепенный вопрос. Советская власть уже имела опыт воцивилизовывания невежд. Причём, заметьте, что репают гулагами поколение взрослых, а их дети уже живут с готовыми дорогами-электростанциями-городами, в т.ч. построенными трудом заключённых. И именно в этих готовых тёплых домах сидючи, дети-внуки начинают рассуждать о гуманизме и жестокости какого-нибудь сталина. А Сталин пришёл к власти в стране, откуда повыперли старую умелую элиту за нежелание делиться с народом именно знаниями, и нужно было из сельских невежд ковать новую умелую элиту. А Сталин был канцелярским работником, имевшим дело не с людьми, а с картотекой - вот так он и решал эту задачу, как умел. А в стране у него было полно уже готовых кадров, охочих исключительно до насилия. Их нельзя было перековать, но можно было уничтожить, но перед этим - обязательно организовать под своим началом, иначе никакими проектами в наполненной вольными бандитами стране заниматься было бы невозможно...

А сейчас - другая страна. И не будет Сталина никоим боком. Вместо селян - 70% горожане. Вместо пролетариата - консьюмериат. Эти не будут репрессировать, будут просто выбрасывать на улицу из более качественных кварталов - и огораживаться. Или переселяться сами. Т.е. вместо огороженного лагеря будет огороженная "Россия" и сплошной лагерь - между. Вот вам другой вариант "карательной" дифференцировки общества. Дом для престарелых. Квартал для престарелых. А может, город для престарелых? Оставим и переедем в современный новострой.

ИТОГО. Главный результат реформы образования, который я наблюдаю - это укрепление пропасти между родителями и детьми. Точнее, между взрослыми как таковыми и детьми. Потому что у всех детей есть общность: родители их гнобили и предавали разными способами. На эту тему можно заговорить и подружиться почти с любым не только подростком, но и молодым человеком.

А это означает, что поколение Next в ближайшие 20 лет не сохранит в России ни одного социального института, созданного нынешними взрослыми. Всё снесёт, а потом придумает заново. А те, кто будет придумывать, воспитываются на компьютерных играх и клипах, а не на понятных вам, взрослые, книжечках.

Они легко предадут и уничтожат идеалы родителей (содержание неважно), но интернет, например, никогда не предадут. И мобильник.

Поэтому я смотрю в будущее с оптимизмом (даже ничего делать не надо: взрослые сами реформами уничтожат своё тупое общество). Но готов зажмуриться и уворачиваться от обломков во время обвала. Потому что, конечно, грохнуть систему должен имульс извне.

Те же американцы создали эффективную медиаиндустрию, формирующую у иностранной молодёжи психологию предателя. Или российское ТВ вбивает людям в голову, что СССР - дерьмо, коммунизм - дерьмо. И вообще предки делали всё не так. Разве это не аукнется вам, взрослые? Хех, ещё как!
(ответить)


правда, есть одно НО
Пишет Виктор Лещиков
01.10.2007 16:55:20
Да, правда, этот расклад говорит о том, что взрослым невыгодно, чтобы молодёжь вообще существовала. Поэтому создан СтабФонд (взрослые не рассчитывают на то, что новое поколение сумеет своим трудом обеспечить их пенсию). А сейчас вообще идёт речь об использовании "фонда будущих поколений" (какое лицемерное название) в качестве фонда пенсионной системы! Ещё бы: насрать на будущее поколение! "После нас хоть потоп."

Так что тут речь не о "работе в макдональдсе", тут - полная труба. Сама система так выстроена, что взрослые вообще не заинтересованы в молодёже.

И этот посыл до молодёжи смутно доходит. Хотя эта идея не высказывается никем ни в одной книжке, ни по какому телеканалу! Сайтов таких даже нет!

Но появился телеканал мультиков "2х2". Большее число горожан обрело выделенный Интернет. А это пострашнее старичка-МТV. Вот новые большевики. Их идеология - стебись над идеологией. Потому что большевики - это те, чьи листовки люди тайно передают друг другу на квартирах и читают втихаря. Так и сегодня молодёжь передаёт друг другу диски с "Южным Парком" и смотрит запоем.

Так что я всеми руками за Болонский процесс. Я всеми руками за вступление в ВТО и гибель тех российских предприятий, которые хоть что-то производили. Я всеми руками за то, чтобы какие-нибудь номенклатурные олигархи украли Стабфонд и Россия осталась без финансового запаса прочности.

Потому что дети важнее взрослых. А нынешние взрослые об этом забыли. Про стариков каких-то говорят, про пенсионеров... А что ж ты за ветеран, кровь проливал за наше светлое будущее, если сейчас, когда экономическая разруха, ты не готов принести себя в жертву и не отдать свою пенсию на нужды детей? Где твой героизм и любовь к России и потомкам?

Но такое и в голову не придёт, потому что есть ещё куча денег, которую среднее поколение - сороколетние - зажилили и от детей, и от стариков, и даже от самих себя... Т.е. всеобщий маразм. Безвременье.

Но очень смешно читать про будущее капитализма в России. Его не может быть только по одной причине. Основная масса российской молодёжи, несмотря на крах СССР, продолжает воспитываться в духе "предай идеалы своих родителей". И любая инициатива власти сорокалетних, любая реформа ложится на этот фундамент: скучная школа, родители-разведенцы, нехватка карманных денег, скучная работа, бесконечные развлечения-реклама-киношки-чаты... А капитализм - это то, что ассоциируется у нашей бессмысленной молодёжи как раз с родителями и алкогольной скукой. Поэтому его с радостью вышвырнут и променяют на какой-нибудь кибер-коммунизм по мотивам японских аниме...

Т.е. у взрослых есть гипотетический шанс не допустить нового Сталина или Петра Великого - перерезать всю молодёжь. Но какой бы ни была демографическая яма, её всё-таки уже народилось и выросло достаточно много. Да, и не додумаются до этого. А все мягкие удушающие приёмы типа молодёжной политики, болонского процесса или странной структуры бюджета - уже опоздали, уже не сработали.

Так что все от мала до велика устраиваемся поудобнее перед теликом или компом и наблюдаем в ближайшем 2008ом финиш крутого пике поколения сороколетних. :)
(ответить)


Re: правда, есть одно НО
Пишет Аноним
26.11.2007 21:37:10
Вы пишите покороче, а то ведь никто Ваш бред до конца прочитать не может.
------------------------------------
Да, правда, этот расклад говорит о том, что взрослым невыгодно, чтобы молодёжь вообще существовала. Поэтому создан СтабФонд (взрослые не рассчитывают на то, что новое поколение сумеет своим трудом обеспечить их пенсию).
(ответить)


Сороколетний.
Пишет Аноним
15.01.2008 21:13:16
Ох, где то я уже слышал это... Лет через 20, когда тебе будет 40 - поговорим, хотя нет, тогда тебе не понять 60-летних... Ктулху, уже захавал твой моцк? История развивается по спирали, не так ли?
------------------------------------
Да, правда, этот расклад говорит о том,
(ответить)


     Re: Сороколетний. - пишет Виктор Лещиков, 16.01.2008 14:42:56


     Re: Да. Клиника. - пишет Аноним, 17.01.2008 04:30:38


Наши победили
Пишет Аноним
16.11.2007 17:50:22
Враги давно пытались с помощью химии и электрошока вырастить специализированных человеков, вроде как не вышло. За то вышло у нынешних друзей: немного генетически изменённых продуктов, шоковой терапии, и промывания/засирания мозгов - получился человечек. Много человечков, скопище зависимых специализированных на потреблении человечков.
(ответить)


Re: Наши победили
Пишет Аноним
26.11.2007 21:42:50
Это не ново. Так было всегда. Только не надо сюда примешивать мифы о генетических продуктах. Лучше почитайте учебники по генетике и философии. И не смотрите, прошу Вас, по вечерам буржуазное телевидение.
------------------------------------
Враги давно пытались с помощью химии и электрошока вырастить специализированных человеков, вроде как не вышло. За то вышло у нынешних друзей: немного генетически изменённых продуктов, шоковой терапии, и промывания/засирания мозгов - получился человечек. Много человечков, скопище зависимых специализированных на потреблении человечков.
(ответить)


Что толку посыпать голову пеплом.
Пишет Аноним
26.11.2007 22:52:07
Автор высоко интеллектуальный человек. Подробно нам разъяснил, какое плохое у нас образование. Везде прав. Ну и что? Если ты такой умный, скажи нам дуракам, что делать. Ленин в своё время сказал. Но Вы явно не Ленин. Так что ждать ответа не приходится. И зачем нам тогда эти откровения?
(ответить)


Не боитесь лечь под нож к современному молодому хирургу
Пишет Аноним
25.03.2008 00:25:57
Не боитесь лечь под нож к современному молодому хирургу ?
А кто сказал, что у нас только с математикой плохо. С медициной вообще полный завал. Педагогический институт им.Герцена - полный отстой. Все, кто его закончили лет 20 назад современных выпускников называют ПТУ- шниками. На работу не берут. А это педагоги, которые в школу не пойдут, а будут сидеть на телефонах и называться администраторами или менеджерами.
Раньше было неудобно имея высшее образование работать сиделками на телефоне, а теперь удобно. Чем тупее работа тем лучше. Наше образование держится за счет пенсионеров,
но уже появляется новая тенденция – гастарбайтеры (пенсионеры, которые по привычке из-за маленькой пенсии ходят на работу заканчиваются ). Просто родители об этом пока не знают.
И требования к преподавателям предъявляют теже, что и 20 лет назад. Просто смешно. А может быть и не смешно.

(ответить)


Что делать, что делать...ни хера уже не сделаешь
Пишет Аноним
25.12.2007 09:43:54
Собссно, добавить уже и нечего. Учить детей самим - это единственный выход, правильно кто-то написал чуть выше. С одной стороны - у меня есть знакомый, у которого бизнес стоит 30 млн долларов, но он не знает, что такое производная. С другой стороны я не хочу, чтобы мой ребенок учился по тестам: "Что такое водород?".
(ответить)


Re: Что делать, что делать...ни хера уже не сделаешь
Пишет Аноним
17.01.2008 04:24:00
Ты хоть понимаешь, какой бред несёшь? Чтобы учить самому, надо знать предмет и иметь время. Это тяжёлый труд. (если, конечно, действительно учить).
------------------------------------
Собссно, добавить уже и нечего. Учить детей самим - это единственный выход, правильно кто-то написал чуть выше. С одной стороны - у меня есть знакомый, у которого бизнес стоит 30 млн долларов, но он не знает, что такое производная. С другой стороны я не хочу, чтобы мой ребенок учился по тестам: "Что такое водород?".
(ответить)


А напоследок я скажу...
Пишет Аноним
15.01.2008 21:20:45
Образование - дорогостоящая, элитная фича. Настоящий талант - пробьется, будьте уверены. Остальные... по способностям.
(ответить)


Re: А напоследок я скажу...
Пишет Аноним
17.01.2008 04:28:13
Тут уже говорили, а кто будет определять талант? Ты что-ли? Или тупые жирные денежные мешки? Да и зачем вообще быть талантом? Чтобы осознать, что ты раб?
------------------------------------
Образование - дорогостоящая, элитная фича. Настоящий талант - пробьется, будьте уверены. Остальные... по способностям.
(ответить)


Я в восторге (не шутка). Неужели в Раше-параше есть ещё нормальные люди. Спасибо вам. А то так тоскл
Пишет Аноним
17.01.2008 04:03:31
!
(ответить)


Re:Тот же комментатор
Пишет Аноним
17.01.2008 04:10:52
По ошибке вставил не туда. К "А напоследок я скажу" это не относится. К автору статьи тоже. Комментировал "бред это всё"
------------------------------------
!
(ответить)


Автор мало общался с гуманитариями?
Пишет Аноним
01.04.2008 14:52:35
не очень понял откуда такое странное представление о гуманитариях и гуманитарных науках. научного метода и в гуманитарных НАУКАХ еще никто не отменял. с таким же успехом технарей можно обвинить в узкозти взглядов и непонимании жизни.
(ответить)




ЗА И ПРОТИВ
Пишет Серж
31.08.2008 02:47:42
<div align=justify>%22Интересно как живуча тема. Потому что актуальна.
Про примитивизацию бессистемного образования все верно, действительно, зачем ставить закорлючку в формуле, если из этого ничего не следует. Как верно и то, что "закорлючка", как и вся формула это еще не жизнь и не обязательно "реальность". Хоть убей, а что такое "отрицательная" масса или почему отрицательная степень (число умноженное на "античисло") есть нечто отличное от нуля, я понять не могу, это математическая абстракция являющаяся нонсенсом в моих скромных представлениях.
На самом деле суть проста, психология - не гуманитарная наука. И не для всех людей приемлем сам принцип "линейного" (математического) сознания (мышления). Мой сосед хороший математик, и общеразвитой человек, но абстрагироваться до диалектического образа он не может, этого математика не описывает (то что описывает - это не то, о чем сейчас идет речь). И не надо полагать, что то конкретное нечто, что вы сейчас "почувствовали" это не объект, а миф. Это такой же, и даже более фундаментальный физический объект, нежели "единичка" которую вы пишете в тетрадке.
И этому тоже нужно учить и учиться (как я уже сказал, не обязательно всем). Посему, не следует ругать Грофа за умозрительность его опыта и теоретических предположений, они не намного отстают от предположений Теории Относительности, появляющихся на кончике пера математического абстрагирования.
Системность начинается не только с оценки смысла высказываний, но и с оценки смысла их необходимости. И "трактористу" не обязательно знание о том, что "2 х 2 = 4", ему достаточно безошибочного представления о тех предметах, которые описывает данная формула (как сказал Буратино: "когда у меня есть пять золотых, я умею считать до пяти"). И это не утрирование, я забочусь о принципе Системности, поэтому настаиваю, что "тракториста" действительно нужно учить, учить тому что жизнь начинается не с "трактора" и на нем "не заканчивается". Увы, не всем дано и обязательно это понимать, но знать нужно и достаточно. Как математику не обязательно понимать поэзию или писателю знать, что он изъясняется прозой.
Системная беда всего образования начинается с того, что оно отделено от Цели, коей является индивидуальное о социальное развитие.
90% всего, что, якобы, положено информационно вдолбить в голову "каждому образованному" человеку им: или уже забыто, или будет забыто, за ненадобностью и отсутствием необходимости и желания возвращаться к сему, в ближайшем будущем. А те, кто, не без основания, могут называть себя профессионалами (в том числе математиками) повязаны паутиной собственных представлений, выходить за рамки которых не имеют какого-либо желания, да и опять же - необходимости.
Каким должно быть образование - "гуманитарным" или "техническим", "узким" или "широким" - это вовсе не важно. Важен сам его резон, вопрос, а зачем собственно? При этом нужно хорошо понимать, что между широтой ("количеством") и глубиной ("качеством") прямой зависимости нет, несмотря на некоторую связь между ними. И "да" и "нет", по системе прочтения, вот такой "винегрет" получается. Но это уже "не математическая" абстракция.
%22</div>
(ответить)




учиться - тяжкий труд
Пишет Джей
15.09.2008 15:20:32
Статья очень понравилась, поскольку мне близка. Я лично закончил три университета - два в Украине и один во Франции, так что у меня есть с чем сравнивать. Сперва я учился по советской системе, потом по модульной, потом по европейкой (во Французском Университете была своя система, совсем не Болонская, поскольку он основан в 13 веке, и в свое время отказался от этих нововведений).
Во время учебы во втором университете я работал по специальности на полставки. Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы войти в рабойчий ритм, разобраться что к чему - и это уже будучи дипломированным "специалистом". Сейчас я работаю по специальности во Франции, и что примечательно - когда я пришел на новое место, то с ПЕРВОГО дня я знал что мне делать и начал работать. В этом примечательное отличие нашей системы от зарубежной. Именно ориентированность на подготовку полноценного работника, который соможет приступить к обязанностям с первого же дня. Получая же фундаментальные системные знания наш выпускник должен тратить еще кучу времени и сил на то, чтобы получить опыт работы. Устроиться же без опыта работы на нормальную должность практически нереально. Убедитесь в этом сами: откройте любую газету с объявлениями вакайнсий - опыт работы требуют даже для дворнка. В то же время просматривая зарубежные сайты работодателей можно найти достаточное количество entry level positions.
Я согласен с мнением, что современному миру не выгодно выращивать много умеющих думать людей, которые будут постоянно недовольны имеющимся положением вещей, зная, как на самом деле может быть. Лучше воспитывать послушных рабочих, которые будут выполнять то, что им скажут. И тем более нежелательно давать целостное представление и мире простым рабочим, крестьянам. Понимая, какое социальное положение они занимают вряд-ли они будут удовлетворены. Правильно сказано: «русский, вынужденный мыть туалет после окончания школы, будет переживать из-за того, что он, обладая знаниями, вынужден мыть туалет; американец же будет гордиться тем, что у него – самый чистый сортир в Штатах»
Поэтому я не уверен, насколько необходимо хорошее образование всем. Ведь если все будут играть на роялях, то кто же будет их носить?
Хотя, положа руку на сердце, для себя я бы выбал старую систему. Жаль только, что осталось совсем немного преподавателей - динозавров, которые действительно давали знания. Очень печально, что почти во всех проивинциальных университетах да и во многих столичных оценки покупаются. Цена разная: от коробки конфет до сотен долларов. Ни о каком уровне знаний речь не идет. Из всех моих знакомых училиь только единицы, которые действительно понимали зачем им это надо. Вы понимаете, что ни о каком уровне подготовки тут даже речь не идет. Из моей первой группы работать по специальности пошло 3 человека из 27 (!!!). Зачем вообще государство тратит деньги на обучение?
В этом есть явное преимущество у французов - за списывание на экзамене отчислиние, если у тебя низкий рейтинг по итогам года - на следующий ты не попадаешь. О взятках никто не может даже и подумать. Все кто выпустились пошли дальше работать по своему направлению. Стране нужны хорошие исполнители, профессиональные работники. Много думать им не надо. За них будут это делать те, кто прорвался выше уровня протого запоминания материала. Но таких людей требуются единицы, и они найдутся.
(ответить)


Взгляд с точки зрения эволюции
Пишет Сафари
19.09.2009 06:07:12
Чего копья ломать - ясен день, образование эволюционирует и усложняется в ногу с обществом.

Когда-то ученики садились вокруг Платона в тенечке и он им за сезон устно излагал полный курс знаний о мире. Хорошо.

Мы помним еще излет технократической системы образования, сложившейся на базе методологии 19-го века, когда достаточно полные знания, включая новейшие достижения в электризме, географии и астрономии можно было получить за 10 лет. Эта методология и легла в основу совдеповской системы наробраза.
Трудно спорить с тем, что она действительно по фундаментальности была заебись, куда там америкосам, которые по комиксам учились. Но не забывайте, что объем знаний человечества растет по экспоненте, причем в "сложном" обществе - быстрее, а в совке - медленнее. Поэтому и не выдержала классическая фундаментальная методология на Западе раньше!
У нас же не учили экономикам, социологиям, экологиям, психологиям, ненужным в СССР. Поэтому и разделение по специализациям и модульность там возникла раньше.

Ну не может современный школьник уже охватить весь тот объем информации, который есть у человечества: от антропологии до мерчендайзинга, от кройки и шитья до кибернетики. Да и надо ли? Ведь науки и технологии появляются на глазах: генная инженерия и нанотехнологии, виртуалистика и системное программирование.
В Украине вроде как уже 11 лет мало, давай 12 лет учиться! То, что в Минобразе сидят тупорылые совки, отставшие навсегда от темпов развития общества сказывается на наших детях. В 18-лет - за партой париться! То есть дальше они объем знаний и в 25 лет не уложат! А жить-то когда начинать? - ведь трудовой ресурс итак сужен "верхней планкой".

Не критикуйте "западную" модульную систему, смиритесь с тем, что старая себя просто объективно изжила. Организация учебного процесса в 21-м веке и должна подразумевать узкую специализацию, максимально адаптированную под будущее занятие. Время широких эрудитов уже не вернешь.

Лучше сконцентрировать усилия на эффективности методов. На фига печатать килограммы сколиозных букварей, тупо писать палочки, зубрить правила, если дети осваивают виртуальные методы познания быстрее и с большей охотой?

А много вы сейчас ручкой пишете? Разговоры про моторику и память - ретроградские отговорки, (давайте еще моторику пещерного художника вспомним!)

А в Гонконге тем временем учебники недавно на е-Book заменили...

А у нас школа по консервативности - на втором месте после церкви! Гляньте на учебники занудные - сильно они от совковых отличаются? Прикольно ли по ним детям правила зубрить, если они мир в Инете ярком и динамичном изучают?

Поэтому поколения и будут как бы тупеть. Пока не поменяются подходы в образовании. И с точки зрения широкого эрудита будут тупеть, ибо мир поменялся.

Но вундеркинды всегда будут, должны быть иначе гамплык развитию, жаль что в нашей стране им сейчас тяжело пролезть на достойный уровень.

Ближе всего мне мнение предыдущего коментатора.
(ответить)


Почему тогда товары и услуги лучше у них?
Пишет Саваофа
25.01.2011 20:45:51
Почему образование лучше у нас, а товары и услуги лучше у них?
(ответить)


Re: Почему тогда товары и услуги лучше у них?
Пишет Andreas Fink
25.02.2013 06:56:09
Потому что они тупые, не умеют покупать корочки. Сидят себе да и зубрят тупо какие-то там формулы, на что жизнь только уходит.
------------------------------------
Почему образование лучше у нас, а товары и услуги лучше у них?
(ответить)


Добавить комментарий


Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться!

Запомнить меня!





 

Авторизация_

Логин:
Пароль:
Запомнить меня!
Зарегистрироваться
А нахрена мне регистрироваться?

Стишки недели_

    Борис Влахко

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ?



...Мой стих был изредка хорош,
но чаще  безобразен....Каюсь...
Я, видит Бог, старался...Что ж, -.
на всякий случай не прощаюсь...



_

РАССТРЕЛ РОССИЙСКОГО РЕЙХСТАГА_
Кто был прав и неправ в октябре 1993-го?


ПолитНЕкорректно_

ОХОТА НА ПЕДОФИЛА_
"Педофилы кругом! Нужно быть внимательными! Нужно искать педофилов со всей тщательностью! Педофилы хитры и коварны! Они угрожают нашим детям! Расстреливать! Кастрировать! Всмотрись в себя! Необходимо по капле выдавливать из себя педофила! А не педофил ли твой сосед? Ты уже донес на него?.."


Россия - взгляд снаружи_

Открытое письмо известного американского футуролога к президенту Путину_
"Г-н Путин я жертвую вам на гроб эти несчастные 2 доллара..."





2000-2017 © Александр Никонов