Главная страница Написать письмо Карта сайта

Уголок Врубеля

Уголок врубеля

_

Религия и налоги_
Почему попы налогов не платят?


Особое мнение_

Космос без русских_
"Космос для России - очень важная и болезненная тема. В стране, которая запустила первый в мире спутник и первого в мире человека, весьма остро переживают каждый неудачный запуск и каждую катастрофу. Хочется взять реванш! Поэтому появилось идея о том, что нам нужна Луна."
Александр Никонов


Интервью_

КОЗЫРНОЙ БУБНОВСКИЙ_
Модный столичный врач, у которого лечатся знаменитости и сильные мира сего, сеть собственных клиник в России и за рубежом. Человек явно работает по призванию, что само по себе есть условие необходимое и достаточное для счастья. Однако, познакомившись с ним поближе, я понял, что такого счастья я бы врагу не пожелал...


Наука_

САМЫЙ ЖЫРЪ!_
"Общество порой охватывают разного рода «психические эпидемии». То на ведьм все начинают охотиться, то на врагов народа, то везде ищут педофилов, то начинают дружно бороться с курением или жирной пищей, объявляя очередному модному ужасу настоящую войну."


Наука_

Лечение молотком_
Этот человек может рассказать о вас всё. И починить то, что сломалось.


Статьи_

ПЕРУ_
Перу,пожалуй, одна из самых интересных стран Южной Америки. Возможно, самая интересная


Россия - взгляд изнутри_

ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА_
"Владимир Владимирович, а хотите поржать? Вот вам цитата..."


Реплика_

Неизлечимое заболевание – это выгодно_
Почему им выгодно нас лечить, не вылечивая


Rambler's Top100

Сделано в Сибири




Вы можете прислать свой материал и он будет опубликован на сайте, если исполнен качественно.

Россия - взгляд изнутри_

Церковь и государство

  Как все начиналось
 
  Помню, как в 1988 году отмечалось 1000-летие крещения Руси. Тогда произошло заметное изменение в отношениях между государством и церковью. До этого за веру в общем-то уже не расстреливали и в тюрьму не сажали, но быть верующим в обществе все-таки считалось не совсем хорошим тоном, а скорее уделом неграмотных бабушек-старушек. Даже за пару лет до празднования ни у кого и мысли не было, что его могут как-то освещать по телевидению. Но это было сделано (причины могут быть разные и я не хочу их здесь рассматривать, тем более что само по себе это ни хорошо, ни плохо). В тот момент был шанс, что отношения государства и церкви перейдут из вооруженного нейтралитета к мирному сосуществованию, и первые годы так и было, однако потом ситуация стала развиваться по другому сценарию. Причем вина за это лежит в равной степени на обеих сторонах. Но обо всем по порядку.
  Возвышению церкви в глазах общественного мнения способствовал ряд факторов, основными из которых являлись:
                      разочарование людей в идеологии коммунизма и в моральном облике его строителей (перестройка немало этому поспособствовала) и вытекающая отсюда потребность в новой идеологии и моральных образцах;
                      экономические реформы конца 80-х – начала 90-х, в результате которых нарушился привычный уклад жизни большинства людей (хороший он или плохой – этот вопрос лежит за рамками данной темы) и вытекающая отсюда потребность в моральной поддержке, которую не могли дать ни партия, ни друзья (первая себя дискредитировала в глазах общества, вторые сами часто нуждались в поддержке), да и вообще характерная для смутных времен тяга к духовным ценностям.
  Свою роль также сыграли политические события 1991 года. В результате сложилась такая ситуация, что церковь за короткое время смогла привлечь к себе не только простых людей, но и интеллигенцию, которая раньше не очень демонстрировала свои религиозные убеждения, а теперь стала наоборот всячески их подчеркивать (не все, но часть точно). Когда такое делают «властители дум», простые люди стремятся от них не отставать. Политики тоже стали пытаться привлечь внимание избирателей тем, что посещали храмы (по чьему-то меткому выражению «подсвечниками работать»). Быть верующим (или слыть таковым) стало модно.
 
  Развилка
 
  В результате, как это часто бывает в России, маятник качнулся в противоположную сторону – церковь из гонимой организации превратилась наиболее уважаемую, даже почитаемую. Оставалось последнее испытание, пройдя которое церковь могла бы стать духовным и нравственным лидером для граждан страны – испытание свободой. Но иерархи церкви не смогли или не захотели понять, что свобода тоже является испытанием, причем более сложным, чем испытание гонениями. Во время гонений можно занять позицию "Бог терпел и нам велел" и уйти в подполье, а когда гонений нет, надо выходить из подполья и работать. Вот только работать можно в разных направлениях – одни пытаются что-то создать, донести хоть до малого числа людей учение Христа, а другие понимают свободу исключительно как возможность что-то урвать. Особенно наглядно это проявилось в вопросе возвращения церкви ранее принадлежавших ей зданий и церковных ценностей (церковная реституция).
 
  Церковная реституция – цель оправдывает средства?
 
  Желание вернуть себе то, что тебе когда-то принадлежало, а потом было отобрано, выглядит вполне естественным, но методы возвращения могут быть различными. Один человек, желая восстановить попранную справедливость, обращается в суд, а другой – к наемному убийце, чтобы тот «разобрался». РПЦ, увы, чаще избирала второй путь. Чтобы не быть голословным, приведу одни пример. Кто был в Костроме во времена СССР, наверняка помнит, какой шикарный (не побоюсь этого слова) краеведческий музей был в Ипатьевском монастыре. Там была экспозиция икон, среди которых была резная деревянная икона «Страшный Суд» – совершенно уникальная в своем роде вещь, энтомологическая коллекция, громадная экспозиция, посвященная природе Костромской области. Почему была? Потому что теперь ее нет. Три года назад я снова посетил Кострому и очень удивился, когда во время экскурсии по Ипатьевскому монастырю нам показали только небольшую экспозицию, связанную с Романовыми. Когда я потом спросил экскурсовода о других экспозициях, он ответил, что теперь их на территории монастыря нет, т.к. РПЦ решила вернуть монастырь себе, а областная администрация не сочла возможным отказать. В результате природная экспозиция раздроблена и частично выставлена в разных местах города, а коллекция церковной утвари вероятнее всего передана обратно церкви. А раздробленная коллекция – это уже не коллекция.
  Мне наверняка возразят: но ведь раньше это здание принадлежало церкви! Все верно, только ведь музей разместился там не по своей воле, и сохранился монастырь во многом благодаря тому, что там был музей. Можно было абсолютно безболезненно устроить «совместное пользование» территорией и строениями монастыря на время, пока для музея не будет найдено (или построено) новое помещение, тем более, что такой подход вполне в духе учения Христа. Сосуществуют же в Троице-Сергиевой лавре семинария и музей. Кроме того, для содержания такой громадины, как Ипатьевский монастырь, в надлежащем состоянии необходимы значительные людские и финансовые ресурсы. Если с финансами у РПЦ дела обстоят достаточно неплохо (вопрос об источниках этих средств я рассмотрю позже), то с людскими ресурсами все гораздо хуже. Но очевидно кто-то из церковных иерархов решил действовать по принципу «сам не ам и другому не дам» - пусть лучше разрушится все, но будет в это время моим, чем будет стоять, но не мое. А музей в итоге оказался, говоря юридическим языком, в положении добросовестного приобретателя (без кавычек), интересы которых в нашем государстве никто не защищает (не путать с «добросовестными» приобретателями, у которых везде свои люди).
  Описанный случай не единичный – в середине 90-х годов сплошь и рядом из церквей выкидывали буквально под открытое небо архивы, библиотечные фонды и т.п., т.е. церковь действовала практически теми же методами, что применяли против нее большевики. Резонный вопрос: чем она тогда лучше них? Видимо тем, что она православная церковь. Помню, как во время одной из радиопередач Виктор Аксючиц начал говорить о том, что необходимо провести церковную реституцию, а когда у него спросили, как быть с имуществом, например, дворян, он, не мудрствуя лукаво, ответил: «Это другое!». Уточнить, в чем же состоит разница, он так и не захотел.
 
  Отделена ли церковь от государства?
 
  Все эти события были бы невозможны без молчаливого, а в ряде случаев и явного одобрения местных властей. Это же является одним из источников финансовых поступлений для церкви на местах. Ведь доходы людей в провинции не сопоставимы с доходами в Москве или Питере, поэтому пожертвования, которые люди могут сделать, не могут удовлетворить даже малой доли церковных нужд. В принципе в самом факте некоторой поддержки церкви на местах опять-таки нет ничего предосудительного (тем более в период восстановления), но при соблюдении некоторых условий, главными из которых являются соблюдение принципа отделения церкви от государства и одинаковый подход к различным конфессиям. На практике же мы часто имеем режим наибольшего благоприятствования для православной церкви даже в регионах со смешанным этническим составом населения. Причем причина этого благоприятствования весьма интересна: церковь давно уже стала не только религиозной организацией, но и средством влияния на избирателей, т.е. нарушается и принцип отделения церкви от государства. Особенно это заметно в период избирательных кампаний. В это время все кандидаты испытывают обострение религиозных чувств и всячески подчеркивают свою религиозность, причем делают это настолько неуклюже, что невольно хочется перефразировать известную фразу, заменив в ней слово «патриотизм» словом «религиозность». Церковные иерархи же в эти периоды сами часто активно вмешиваются в политический процесс, хотя это запрещено патриархом. Но разве можно устоять, когда глава администрации пообещает помочь в постройке нового храма в обмен на поддержку своей кандидатуры? То же самое можно наблюдать и в глобальном масштабе, когда рождественская или пасхальная служба транслируется по всем федеральным телеканалам. А ведь в нашей стране есть и католики, и буддисты, и мусульмане, и (о ужас!) атеисты, да много кто еще. А с учетом того, что в ряде регионов есть всего 2-3 телеканала, получается, что людей заставляют присутствовать на церковной службе. Аналогичная ситуация складывается со священниками в армии. В принципе неплохо, если верующий военнослужащий имеет возможность добровольно по мере необходимости посетить церковную службу своей конфессии, но в нашей стране это принимает совершенно уродливые формы. Известен ряд случаев, когда на службу загоняют просто по национальному признаку (русский – значит православный), превращая их в этакий аналог политзанятий, а для представителей других конфессий священников нет, поэтому им приходится ждать на улице, пока служба в церкви не закончится.
  В принципе с таким порядком вещей можно было бы как-то мириться, если бы церковь действительно была моральным авторитетом, могла влиять на власть так, чтобы та учитывала нужды простых людей (как говорится, "мзду брала, но и дело делала"), но этого опять-таки не происходит. Часто своими делами церковные иерархи различных уровней только компрометируют православную церковь. О таможенных льготах для РПЦ, о торговле сигаретами под ее эгидой уже много писали, но гораздо меньше пишут еще об одном источнике доходов церкви – пожертвованиях людей "в авторитете". Здесь включается тот же механизм "ты мне – я тебе", что и в случае с государственными чиновниками, только побудительные мотивы одной из сторон несколько иные. "Авторитетные" жертвователи рассматривают свои пожертвования как индульгенции, возможность купить себе прощение всех грехов, в том числе и будущих. И очень плохо, что служители церкви им в этом потворствуют, ибо еще в Ветхом завете было сказано, что в Храм нельзя вносить краденые деньги, плату блудницы и т.п., в Новом завете запрет жертвовать, как сейчас сказали бы, "грязные деньги" был повторен. Но для многих служителей церкви деньги уже давно и окончательно потеряли свой запах. Часто они в открытую называют таких людей своими лучшими прихожанами. Особенно умилительно на этом фоне выглядит недавняя заметка в "МК" (от 17.08.07), в которой говорится о том, что некоторые священники призывают убрать с денег христианские символы, т.к. этими деньгами могут расплачиваться за неблаговидные поступки, что оскверняет христианские святыни. Странно, что такие требования не возникали в царской России, ведь Георгий Победоносец изображался на копейках (само название происходит от слова "копье") с незапамятных времен.
  В итоге уже к середине 90-х церковь стала активно вмешиваться в жизнь общества, причем в ряде случаев по вопросам, лежащим совершенно вне ее компетенции. Всем, думаю, памятна история, когда некоторые служители церкви усмотрели в свидетельствах о присвоении ИНН "метку зверя" (особенно умиляла аргументация: "в штрих-кодах содержится последовательность штрихов, означающая 666, а верующие не должны осквернять себя числом зверя", особенно если учесть, что данные свидетельства вообще не имеют штрих-кодов). Правда, некоторые священнослужители, еще не служащие Маммоне, указали на непоследовательность данных заявлений, а также на то, что под данное "определение" могут быть подведены и общегражданские паспорта, но церковные "пиарасты" почему-то (в общем-то, ясно почему) об этом не говорили. Только маховик истерии был уже запущен. Также можно вспомнить историю с показом фильма "Последнее искушение Христа", который по протесту Патриархии один раз был отменен, а второй раз поставлен на послеполуночное время, причем даже в этом случае церковь официально запретила верующим его смотреть. При этом никто не стал говорить о каком-то тоталитаризме со стороны РПЦ, которая диктует своим верующим (и не только своим, и не только верующим), что им можно, а что нельзя делать, тогда как сама РПЦ постоянно обвиняет ряд конфессий в тоталитаризме на основании того, что они что-то запрещают своим верующим (в ряде случаев эти обвинения справедливы, но только в ряде). Я лично не могу понять, почему за меня, тем более что я не принадлежу к какой-либо конфессии, церковь решает, что мне можно смотреть, а что нельзя? Аналогичная история, правда меньших масштабов, произошла недавно с книгой и фильмом "Код да Винчи". Вообще удивительная деталь: католическая и православная церковь редко приходят к согласию, но как только дело касается книги или фильма мы наблюдаем редкое единодушие. Причем с моей точки зрения "Код да Винчи" является абсолютным ширпотребом, и то, что ведущие конфессии так на него ополчились, говорит не об их силе, а об их слабости – за комаром с топором.
 
  Что дальше?
 
  Все вышесказанное свидетельствует о том, что в церковной жизни намечается, если уже не начался, кризис. Вызван он целым рядом причин, вот некоторые из них:
                      богослужение ведется на церковнославянском языке, который непонятен большинству прихожан;
                      церковь не делает даже попыток учесть изменение жизненных реалий со времен Средневековья, в первую очередь речь идет о запрете для женщин посещать церкви в брюках (для оправдания этого иногда цитируют из Второзакония, что женщина не должна уподобляться мужчине, а мужчина – женщине; однако апостол Павел писал: "Закон был для нас детоводителем ко Христу, но ныне мы уже не под руководством детоводителя", т.е. Моисеев закон не распространяется не христиан);
                      склонность к обрядоверию, вытекающая из первых двух пунктов – не только прихожане, а часто и священники не могут толком объяснить смысл какого-либо таинства или обряда. Часто в ответ слышишь: "Это тайна, так испокон веков делали" и т.п.
  Тревожным симптомом также является то, что священнослужители, особенно молодые, считают себя выше других на основании того, что они облечены духовным саном, поэтому они считают ниже своего достоинства объяснять прихожанам тот или иной богословский вопрос. У меня как-то состоялся разговор с моим ровесником, окончившим духовную семинарию (некоторое время он был священником, потом отошел от этого). Он рассказал мне один случай, когда мать и ее взрослая дочь долго расспрашивали его о различных вопросах богословия, но он все время отвечал им, что это тайна (или в этом духе). На мой вопрос почему, он сказал что-то вроде: "А что я буду бисер перед свиньями метать?" на что я ему ответил: "А потом мы удивляемся, почему это народ в секты идет". На это он мне ничего не ответил.
  Кстати, успех различных сект во многом обусловлен именно косностью самой РПЦ, которая вместо того, чтобы самой проповедовать и заниматься миссионерством, предпочитает сидеть в своей келье и каяться, а в перерывах требовать запрета всех конфессий в России, кроме православия и жаловаться на тяжелую жизнь (и, глядя на не влезающие в кадр рожи и брюха некоторых митрополитов, невольно веришь – да, нелегко такие тяжести каждый день таскать). А сектанты наоборот сами идут к людям, предлагают им объяснения (правильные или нет – другой вопрос), часто показывая при этом неплохое знание Библии. Это привлекает людей, у которых мало свободного времени, а внешняя демократичность богослужения, к тому же ведущегося на понятном каждому языке, привлекает молодежь. Однако вместо того, чтобы, избавившись от шелухи, сохранить христианский дух церкви, РПЦ все больше погружается в пучину обрядоверия, когда религия вырождается в набор чисто внешних ритуалов. Это та самая "фарисейская закваска", против которой предупреждал Христос, а к чему она приводит можно увидеть на примере современных иудейских общин.
  Еще одной причиной успехов различных сект является то, что церковь не справляется с ролью нравственного ориентира. Уже набили оскомину примеры, когда священники ездят на машинах, стоимость которых превышает совокупный годовой доход их прихожан, при этом жалуясь на недостаток средств на ремонт и восстановление храмов. А в провинции в это самое время не хватает священников, часто на одного священника приходится несколько приходов. На рубеже веков я побывал в Тверской области на истоке Волги. Там мы встретили священника, у которого три прихода, и он мотается между ними на УАЗике, который еще не развалился только молитвами его прихожан, а дорог там не так много – в основном направления. Причем не забывайте – у священников есть семьи.
  Однако, вместо того, чтобы вынуть бревно из своего глаза, РПЦ предпочитает искать соринки в чужих глазах, проявляя подчас чудеса словесной эквилибристики. Показателен пример с попытками введения в школьный курс биологии преподавания основ креационизма, предпринимающимися по всему миру – РПЦ естественно не могла остаться в стороне, в очередной раз продемонстрировав трогательное единство с католиками. Главным аргументом в споре являются даже не вопросы биологии (хотя на данный момент эволюционная теория ставит гораздо больше вопросов, чем дает ответов), а утверждение, что теория Дарвина способствует падению общественной морали – раз нет Бога, значит все дозволено. Впрочем, судя по тому, что внутри церкви до сих пор не изжиты пороки, запечатленные еще Перовым, даже наличие Бога не исключает вседозволенности, просто позволено все может быть не всем.
Так что же дальше? Ответа на этот вопрос у меня нет. Возможны два варианта: либо церковь найдет в себе силы очиститься от пороков и приблизиться к людям, либо она окончательно скатится в обрядоверие и мракобесие, с большой долей вероятности потянув за собой всю страну в новое Средневековье. Причем это не беспочвенные опасения – несколько лет назад мне попалась информация о том, что группа людей пыталась зарегистрировать союз атеистов, но их долго волынили в разных инстанциях, пока, наконец, не сказали открытым текстом, что "ну вы же понимаете, церковь может обидеться". Если такая тенденция сохранится, то второй вариант может стать реальностью уже довольно скоро, чего бы очень не хотелось.
     
Роман ЕФИМОВ



Комментарии_


горох об стену
Пишет Аноним
28.08.2007 19:49:05
К великому сожалению, любая критика (даже конструктивная) в адрес РПЦ воспринимается её совершенно определённым образом: она никак не воспринимается. В ответ: "Безбожники! Скудоумные сатанисты! Церковь непорочна по определению!"
ИМО, на виду из апологетов православия только фанатики или лицемеры.
Всё то, что написал автор - очевидно для здравомыслящего человека. В "пастве" - быдло. Там бы ему и место, но пустоголовые готовы к тому, чтоб им в их пустые головы наложили говна, причём именно говно воспринимается на ура. Результат - печален.
(ответить)


Реклама
Пишет Аноним
02.09.2007 05:40:41
в первую очередь речь идет о запрете для женщин посещать церкви в брюках
------------------------------------------------------
Рекламу напоминает: "Смотрите дом - 2 в одежде "Саваж"". Вот спохватываешся и соображаешь: На мне нет такой одежды, значит нехер мне смотреть эту чушь...
(ответить)


О грехе уныния, в который явно впадает автор
Пишет Аноним
16.09.2007 13:48:05


Зачем предаваться греху уныния, когда есть столько других грехов?

(ответить)


Re: О грехе уныния, в который явно впадает автор
Пишет Роман
19.09.2007 19:48:10
Затем, что остальные шесть смертных грехов являются прерогативой священников РПЦ.
------------------------------------


Зачем предаваться греху уныния, когда есть столько других грехов?

(ответить)


О чём говорить с дикарями
Пишет Аноним
13.11.2007 12:32:03
Вопрос с церковью и религией был решён ещё в эпоху просвещения. Поэтому дискуссии бессмысленны. Как в басне про кота и повара.
(ответить)


Re: О чём говорить с дикарями
Пишет Аноним
22.11.2007 13:38:53
а не могли бы вы поведать о том, как именно и с каким результатом был разрешен данный спор? Просветите пожалуйста.
------------------------------------
Вопрос с церковью и религией был решён ещё в эпоху просвещения. Поэтому дискуссии бессмысленны. Как в басне про кота и повара.
(ответить)




баян
Пишет Cтефан Орловски
13.05.2008 21:51:20
и снова, к сожалению, мелковало...

дорогие мои "мыслители", блин...

вы поднимаете очень серьёзную и очень важную тему... и обсуждать её очень нужно...

только не вам, с вашим пэтэушно-исправительным образованием... да и то незаконченным...

ваши доводы смешны и наивны... вы даже не владеете исходным материалом...

начиная с того, что в некоторые периоды советской власти - и расстреливали тоже...

а в остальное время можно было гарантированно остаться без работы и жилья...

что при уголовном запрете на тунеядство и бродяжничество ведёт к гарантированному сроку...

но это только те "мелочи", которые можно уточнить вкратце...

для подробного разбора представленного бреда нужно ознакомить вас с целым рядом учебных пособий в несколько томов каждое...

я не сторонник объединения церкви и государства...

и я не сторонник даже существования единственной конфессии в государстве...

я не путаю понятия "веры" с понятием "религии"...

и я прекрасно отдаю себе отчёт в коньюктурности и нечистоплотности рпц, но то, что говорите вы - это бред...

объяснить? не тот случай... к сожалению...

это тот самый случай, про который говорят, что один дурак может задать больше вопросов, чем 100 мудрецов - ответить...

даже курс атеизма в институте марксизма-ленинизма или впш занимал годы... а курс атеизма включает лишь выдержки из основных постулатов некоторых основных религий... теологические же учения - это вообще бездна...

и как я вам объясню, что вы ахинею несёте?

ну не владеете вы, ребятки, материалом... не владеете...

и то, что вы тут вещаете - это говно для дураков...

да пожалейте вы уже родину... дураков нам мало?



(ответить)


Re: баян
Пишет Роман
25.08.2008 21:23:17

в некоторые - да, а в 80-е годы - сомневаюсь. так что никакого противоречия с фактами тут нет, просто фраза неудачно построена. видать вы сами тоже не очень-то материалом владеете - эмоций много, понтов еще больше (особенно про "тома"), а по сути пшик.
------------------------------------
"начиная с того, что в некоторые периоды советской власти - и расстреливали тоже... "
(ответить)


     Re: Re: баян - пишет Cтефан Орловски, 26.08.2008 13:59:50
       Re: Re: Re: баян - пишет Роман, 26.08.2008 17:29:51


Добавить комментарий


Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться!

Запомнить меня!





 

Авторизация_

Логин:
Пароль:
Запомнить меня!
Зарегистрироваться
А нахрена мне регистрироваться?

Стишки недели_

    Борис Влахко

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ?



...Мой стих был изредка хорош,
но чаще  безобразен....Каюсь...
Я, видит Бог, старался...Что ж, -.
на всякий случай не прощаюсь...



_

РАССТРЕЛ РОССИЙСКОГО РЕЙХСТАГА_
Кто был прав и неправ в октябре 1993-го?


ПолитНЕкорректно_

ОХОТА НА ПЕДОФИЛА_
"Педофилы кругом! Нужно быть внимательными! Нужно искать педофилов со всей тщательностью! Педофилы хитры и коварны! Они угрожают нашим детям! Расстреливать! Кастрировать! Всмотрись в себя! Необходимо по капле выдавливать из себя педофила! А не педофил ли твой сосед? Ты уже донес на него?.."


Россия - взгляд снаружи_

Открытое письмо известного американского футуролога к президенту Путину_
"Г-н Путин я жертвую вам на гроб эти несчастные 2 доллара..."





2000-2017 © Александр Никонов